А что же теперь будет делать правительство? Например, для сокращения текущего дефицита бюджета Украины, который подбирается к 46 млрд. долл. США, предлагается серьезное урезание социальных расходов, а также планируется ввести налоги на доходы с банковских вкладов, установить прогрессивную шкалу налогообложения для физических лиц, поднять налоги на крупный бизнес, повысить ренту на пользование природными ресурсами, увеличить тарифы на газ для населения и акцизы на табак, пиво и другие спиртные напитки. Кроме этого стабилизационная или антикризисная программа предусматривает сокращение 10% государственных служащих, т.е. около 24 000 чиновников.
Да, в самом деле, мы слишком много заняли у «будущего» и вот сейчас, наконец-то, пора отдавать. Вот только кто будет отдавать? Так уже сложилось за последние двадцать лет, что у нас есть люди, именуемые отдельными нашими либералами (извините за чрезмерную откровенность) «быдлом». И есть банкиры, которых те же самые либеральные идеологи называют «цветом нации». Пока же получается так: банкирам надо любой ценой сохранить капиталы, а еще лучше их приумножить. Ну, а «быдло» пусть возвращается туда, откуда вышло. Так?
Думаю, в этот раз А.Яценюк впервые такой политике сказал «Нет»! И смысл действий правительства впервые можно назвать социально справедливым.
Более того, сейчас как никогда ранее настало время что-то делать с наследством нечестной приватизации 90-х годов. При этом никто не намерен оспаривать, что приватизация была проведена в рамках действовавшего тогда законодательства и пересматривать де-юре это нельзя, но вернуться к вопросу о компенсации – надо! Готовы ли наши бизнесмены доплатить за активы ради снятия претензий со стороны общества? Как это сделали, например, в Великобритании. И как результат - введя процентный налог на сверхдоход, полученный при приватизации крупных компаний при правительстве Тэтчер, британская казна получила около 10 млрд. долларов США.
Мы в своей стране сможем провести такую операцию? Ведь сегодня уже всем понятно: приватизация 90-х в Украине была проведена самыми неудачными способами и методами. Поэтому сейчас и стоит вопрос о компенсациях. Но каким образом это осуществить?
Какие есть предложения? К примеру, ряд экспертов советуют ввести своеобразный налог на приватизацию 90-х или приватизационный налог, который должен подправить имидж крупного бизнеса. Но какой должна быть ставка? И какие конкретно поправки в налоговый кодекс надо будет внести? Наконец, как это администрировать? При этом, сторонники налоговой реабилитации уверены: ответы на все эти вопросы можно найти.
Другие эксперты предлагают создать благотворительный фонд, в который добровольно отчислять определенный процент от выручки ранее приватизированных предприятий. Или увеличить отчисления в социальный фонд.
Третьи настаивают на оценочном варианте. А именно - заново оценить стоимость актива и с учетом соответствующей процентной ставки на удешевление капитала выплатить справедливую рыночную стоимость.
Наконец, новой власти надо учитывать уроки лихого десятилетия при последующей приватизации крупных промышленных предприятий и земли в Украине.
В заключение, если бы у меня спросили, что нужно делать для уменьшения долговой нагрузки, то я ответил бы так: во-первых, при любых ситуациях стремиться увеличивать темпы роста экономики и во-вторых, обязательно сокращать издержки.
Также надо постоянно заниматься мониторингом системных рисков. И как идея – запрет ростовщичества в банковской системе, т.е. оградить заемщиков от ростовщиков. При этом непременно следует изменять к лучшему инвестиционный имидж Украины.