Немного теории
Полис обязательного медицинского страхования (ОМС) необходим каждому, кто постоянно или временно живет в Крыму. Он нужен не только для получения медицинской помощи. Предъявление этого документа могут потребовать при приеме на работу, участии в спортивных мероприятиях, в детском саду или школе при поступлении ребенка.
В прошлом году крымчане по нескольку дней стояли в огромных очередях, чтобы этот самый полис получить.
Полис по российским законам желательно постоянно носить при себе. Если это по каким-то причинам неудобно, то лучше снять с него ксерокопию или хотя бы записать название страховой организации и номер свидетельства, состоящий из 16 цифр. В случае поездки в другой регион документ нужно обязательно иметь с собой.
При обращении за медпомощью нужно предъявить полис. Если этого не сделать, то в медицинском учреждении не имеют права оказывать какую-либо медицинскую помощь за исключением экстренной (спасение жизни). Неотложную помощь в случае острых состояний, не угрожающих жизни пациента, без полиса ОМС не оказывают.
Полис ОМС позволяет медицинскому учреждению обратиться в Фонд обязательного медицинского страхования за возмещением затрат, понесенных в результате оказания помощи больному.
А как на практике
Ну, всё вышеперечисленное – это в идеале, механизм, так сказать. В реальности всё оказалось совершенно по-другому.После выдачи полисов населению крымские власти объявили, что теперь и навечно медицина для всех будет бесплатной.
Население, особенно его пенсионная часть, побежало на приём к теперь уже бесплатным врачам. Очереди в поликлиниках возросли многократно. Записавшись на приём, например, к терапевту, можно получить талончик на приём через 10-12 дней. К некоторым специалистам очередь растянулась на месяцы.
Ситуацию усугубляет и массовое увольнение медиков. Причина не только в резко возросшей нагрузке, а, прежде всего, в низкой зарплате. В 2014 году российские власти её значительно повысили, что первоначально вызвало у медработников энтузиазм, однако, с нового года стимулирующие выплаты перестали добавлять к зарплате, так как январские плановые показатели работы медучреждений оказались ниже декабрьских. При этом в Керчи средняя зарплата врачей в одной больнице была порядка 21 тыс рублей, а в другой больнице - 31 тыс рублей. У среднего и младшего персонала – значительно ниже.
В марте нынешнего года разразился скандал. Союз объединения профсоюзов России заявил, что крымским медикам грозят увольнениями. Администрации крымских медучреждений грозила сотрудникам увольнением при запросе копий трудового договора. В частности, информация о таких фактах поступала от сотрудников симферопольских больниц.
Нелегко шла притирка местных медиков со специалистами, прибывшими из России. Так, в Севастополе медперсонал детского офтальмологического отделения городской больницы №5 обратился в СМИ с открытым письмом, в котором просил оградить сотрудников больницы от «непрофессионализма и хамства» двух врачей, приехавших из города Калининграда.
Чуть позже и онкологи Севастополя обратились с жалобой к Путину. Медики жаловались на понижение зарплат практически вдвое и обвиняли руководство в присвоении денег. По словам авторов письма, врачи получили не более 18 тыс. рублей, медсестры — от 6 до 12 тысяч, а младший медицинский персонал — не более 8 тысяч. В письме также отмечается, что условия работы для большинства медицинских работников Севастополя ухудшаются — штаты сокращаются, количество обязанностей растет, однако это никак не сказывается на заработной плате.
Никакой реакции на коллективные обращения не последовало.
Поток увольняющихся врачей в Крыму ещё больше усилился. Так, в августе из севастопольских больниц начали в очередной раз массово увольняться медики. В частности, подобная ситуация сложилась в 5 горбольнице. Коллектив пригрозил губернатору Севастополя Меняйло (официальный Киев не признает его легитимным, - ред.), что уволится всем составом, если проблемы медучреждений в городе не будут решены. «Городская больница №5 – Центр охраны здоровья матери и ребенка» - крупный медицинский центр, состоящий из многопрофильной детской больницы, консультативно-диагностического центра, центра планирования семьи, двух родильных домов и двух женских консультаций. В штате учреждения работают 1400 человек.
В результате в центре занятости целый стенд теперь отведён под вакансии учреждений здравоохранения. А горздрав запретил медикам общаться с прессой.
Ещё более сложная ситуация сложилась в сельской зоне, где крымчанам стало практически невозможно получить медицинскую помощь. Пытаясь разрешить ситуацию, власти пошли на беспрецедентные меры. «Программа «Земский доктор» была направлена на привлечение молодых специалистов в сельское здравоохранение. В этом году выплаты по программе «Земский доктор» в Крыму (1 миллион рублей) предусмотрены для 20 врачей в возрасте до 45 лет, переехавших на работу в сельскую местность. Выделенные деньги они смогут потратить по своему усмотрению.
Участник программы должен отработать в сельском населенном пункте не менее 5 лет. Кроме того, российские власти Крыма приняли решение о выделении молодым специалистам-участникам программы в безвозмездное пользование на 6 лет участка земли на территории села, где будет работать врач, при условии прописки и проживания там. Этот участок через 6 лет закрепляется за ним бесплатно и переходит в его собственность.
Однако только несколько врачей из разных регионов России согласились переехать в Крым в рамках программы «Земский доктор».
Нескорая «скорая помощь»
В результате «реформирования» и приведения к российским стандартам система скорой медицинской помощи в Крыму полностью разрушена.
2014-й год станции скорой помощи прожили ещё по украинским стандартам. В 2015 году систему стали приводить к российским стандартам, которые предусматривает бригаду скорой помощи на гораздо большее количество населения. Последовало неизбежное сокращение медработников и увеличение нагрузки для тех, кто остался работать.
Например, в Севастополе несколько десятков медсестёр и санитаров скорой помощи попали под сокращение: по российским законам, в бригаде должны работать врач, фельдшер и санитар-водитель. Медсёстры и санитары в этот список не входят. Скорая помощь стала испытывать кадровый голод, однако переучить медицинских сестер на фельдшеров крайне проблематично.
В России к таким правилам организации работы скорой пришли в 2012 году – с такими же сокращениями. В Севастополе на перестройку штатного расписания неотложки было выделено два месяца, за которые медикам было предложено адаптироваться к новым условиям работы. Документы обязывают шоферов исполнять еще и обязанности санитаров, причем, без увеличения окладов, поэтому водители также начали увольняться со своих мест работы.
В марте начался настоящий коллапс системы скорой медицинской помощи в Севастополе. «Начальник Главного управления здравоохранения Севастополя» Юрий Восканян обратился к населению и попросил вызывать «скорую» только в самых неотложных случаях. По его словам, такая практика существует в большинстве российских медицинских организаций.
В апреле тот же Восканян рассказал, что в скорой помощи катастрофически не хватает врачей.
К июлю ситуация настолько ухудшилась, что многие севастопольцы стали умирать в своих квартирах, не дождавшись приезда кареты «скорой помощи».
7 июля на брифинге Юрий Восканян рассказал об инициативе, с которой департамент вышел в Министерство здравоохранения РФ. «По закону на станциях скорой медпомощи нельзя использовать медсестер, но мы обращаемся в Министерство с инициативой, обосновывая потребность разрешить сестрам работать в этой системе», – сказал Восканян.
По его словам, такое предложение было поддержано, но внесение изменения в федеральный закон потребует времени. Однако на уровне субъекта РФ уже сейчас «губернатором Севастополя» Сергеем Меняйло подписано временное решение.
«Мы сегодня в рамках этого распоряжения имеем право возвращать медсестер в состав бригад», – сказал Восканян.
Пока изменения в федеральный закон не внесены, медсестры, по словам Восканяна, будут ездить только с врачами. Но время было упущено, люди уволились и возвращаться на копеечные оклады уже не захотели.
Осенью выяснилось, что в некоторые дни на весь 400-тысячный Севастополь работает всего 4 бригады «скорой» - по одной на район.
Лекарства
«Переходный период» в Крыму ознаменовал собой значительное повышение цен на лекарственные препараты. В большинстве случаев оно было необоснованным, поскольку аптеки приобретали лекарства у украинских поставщиков по украинским же ценам, а продавали по ценам, как в других регионах России.
Крымские власти пытались с этим бороться, подключали прокуратуру, но «лекарственную мафию» побороть не удалось, цены на лекарства продолжали расти.
Стоит напомнить, что в рамках страховой медицины пациентам гарантирован целый список бесплатных препаратов, сформированный федеральным законодательством. Однако, на практике оказалось, что в списке нет многих лекарственных средств и их всё равно больным приходится покупать за свои деньги.
Свою лепту в сферу обращения «обязательных» препаратов вносили и конкретные медработники. Так, в Севастопольском городском онкологическом диспансере им. А.А. Задорожного больному отказали в получении необходимых медикаментов, потребовалось вмешательство прокуратуры. Аналогичный случай произошёл в балаклавской больнице, где больному ребёнку-диабетику отказали в выдаче инсулинового препарата.
В конце года разгорелся скандал, когда выяснилось, что в севастопольских больницах закупали лекарства по завышенной цене. Администрацией больниц без процедуры закупок приобретены лекарственные препараты за бюджетные средства по ценам выше рыночных.
Между тем, лекарства в аптеках продолжали дорожать, а аптекари винили в этом краснодарских посредников.
В начале 2015 года в Крыму и в Севастополе для регулирования цен ввели предельные розничных и оптовые надбавки на лекарственные препараты, продаваемые в аптеках. В первую очередь ограничения касаются лекарств, входящих в список жизненно необходимых и важнейших препаратов.
А вот и совсем свежее сообщение: крымчане жалуются на отсутствие лекарств в больницах. Об этом на днях заявил «Глава Республики Крым» Сергей Аксенов и поручил «министру здравоохранения Крыма» Александру Голенко держать ситуацию с лекарственным обеспечением медучреждений Крыма на личном контроле. По словам Аксенова, в Совмин поступают обращения граждан об отсутствии в тех или иных районах республики лекарственных препаратов.
Также недавно стало известно, что российские сети ведут переговоры о скупке аптек Севастополя. Городскому рынку лекарств грозят монополизация и повышение цен.
Материальная база
В начале 2015 года «заместитель министра здравоохранения республики» Светлана Черницова на совещании в крымской прокуратуре заявила, что в больницы Крыма поступит новое оборудование на сумму более миллиарда рублей. В частности, на эти средства приобретено 160 карет скорой помощи, УЗИ и рентген-аппараты, а также аппараты искусственной вентиляции легких, телекардиографы, электрокардиографы и ангиографы.
Вместе с тем, если в Севастополе в 1-ю городскую больницу взрослую дали оборудование для нейрохирургических операций, для обследований, то Центр охраны здоровья матери и ребенка за год практически ничего не получил. В большинстве медучреждений специалистам приходится работать на «украинском» оборудовании.
В некоторых больницах и поликлиниках Крыма были проведены ремонты. А 10 ноября «министр здравоохранения Крыма» Александр Голенко сообщил, что капитальный ремонт в ряде медучреждений Крыма не будет закончен в срок из-за недоразумений с проектной и другой строительной документацией. Неделю назад первый заместитель министра здравоохранения Крыма Алексей Слободяник сообщал, что к концу года только в 3 медицинских учреждениях Крыма из 16 будет закончен капитальный ремонт.