ГоловнаБлогиБлог Дарьи Касьяновой

Чтобы справиться с гуманитарной катастрофой, ее нужно сначала честно признать

Создается полное впечатление, что в информационном поле существует табу на понятие Гуманитарная катастрофа. Есть гуманитарная помощь, есть гуманитарные коридоры, есть героическая работа волонтеров, есть ежедневные сводки о боевых действиях с применением оружия массового поражения. А гуманитарной катастрофы – нет. А значит, согласно определению, нет катастрофической угрозы для жизни людей в результате миграции, голода, болезней и вооруженного насилия.

Фото: EPA/UPG

Я глубоко и искренне убеждена совершенно в обратном. На мой взгляд, на Донбассе сейчас происходит настоящая гуманитарная катастрофа. Со всеми вытекающими из этой катастрофы признаками и последствиями.

Во-первых, у людей в зоне военных действий практически нет еды, воды, лекарств. Нет врачей, не работают больницы. Остановлены социальные выплаты. Нет подачи тепла и электричества, несмотря на героические усилия местных коммунальщиков и моих коллег из ДТЭК, рабочие бригады которых восстанавливают линии под огнем. И есть огромный запрос на получение самого необходимого в рамках гуманитарной помощи. Просто для того, чтобы выжить.

Во-вторых, несмотря на то, что число беженцев измеряется многими сотнями тысяч, огромное число людей так и не смогло эвакуироваться. А ведь каждый день пребывания под огнем может привести к потере человеческой жизни. Было очень страшно и больно, когда мама с маленькой дочкой в Горловке отложили свой выезд на один день. Для того чтобы собрать какие-то самые необходимые вещи. А на следующий день погибли под артиллерийским обстрелом.Те же, кому удалось выехать и не удалось разместиться у родственников, друзей, знакомых сталкиваются с острым дефицитом мест размещения. Переполнены Мариуполь, Бердянск, Святогорск, Счастье, базы и лагеря Харьковской, Запорожской и других областей.

В-третьих, практически нет никакой информации о погибших. Счет которым пошел уже на тысячи. О тех, кто погиб на поле боя - воюющие занижают свои потери и завышают потери противника. О погибших мирных жителях – в их гибели воюющие обвиняют друг друга, а еще чаще просто не замечают. Всего день назад мы приехали эвакуировать больного дедушку, и нашли только его мертвое тело. И вынуждены были вместо организации выезда решать совсем другие вопросы - где искать его родственников, кому сообщать, где хоронить.

В-четвертых, есть огромное пренебрежение интересами мирных жителей со стороны воюющих сторон. Иначе никак не объяснить регулярное применение артиллерии, ракет в жилых районах, стрельбу из них и по ним. Никак не объяснить лозунги про победу любой ценой, постоянный «поиск ведьм» и периодические обвинения в предательстве тех, кто не хочет, не может и не должен воевать – в том числе женщин, стариков и детей. Никак не объяснить настоящую информационную кампанию, развернутую против беженцев, якобы поголовно пьющих и не желающих работать. При том, что наш опыт показывает совсем другую картину – беженцы самоорганизовываются, ищут работу, активно участвуют в волонтерском движении.

Можно продолжить перечислять и в-пятых, и в-шестых. Но, на мой взгляд, даже всего уже перечисленного достаточно для того, чтобы честно признать наличие гуманитарной катастрофы на Донбассе. Это признание крайне необходимо. Это признание станет первым шагом для принуждения воюющих сторон к миру, когда цена продолжения войны становится уже неимоверно высокой. Это признание станет важным шагом на пути к объединению всех усилий – государства, международных организаций, бизнеса, общественных и волонтерских - по оказанию помощи людям, попавшим в эту катастрофу.

Дарья Касьянова Дарья Касьянова , Руководитель программ и проектов Гуманитарного штаба Рината Ахметова
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram