Мы рассчитываем, что в ближайшие несколько месяцев законопроект будет принят в первом чтении. МТСБУ, представители страховых объединений, страховщики-члены Бюро – все мы сейчас проводим активные консультации и рабочие группы, для максимальной доработки необходимых уточнений и правок в новую редакцию.
Напомню, какие позитивные изменения для автовладельцев должно принести принятие нового закона:
изменение норм относительно регламентных выплат по обязательствам компаний, утративших членство в МТСБУ.
Новая редакция закона предусматривает начало осуществления процесса выплат не после завершения процедуры банкротства и подписания ликвидационного баланса, а сразу же после исключения ее из членов МТСБУ.
Эта норма имеет очень важное социальное значение, особенно в сегодняшнее время, когда из-за сложной экономической ситуации многие страховые компании уходили с рынка и оставляли существенные объемы невыполненных обязательств, а процессы банкротства тянутся годами. Она дает возможность пострадавшим значительно сократить сроки получения компенсации: от нескольких лет до нескольких месяцев.
Выплаты за страховщиков-банкротов – один из самых болезненных моментов, где требуются срочные законодательные изменения. Пострадавшие в ДТП обоснованно считают, что существующие правила выплат за компании, прекратившие работу, несправедливы. Подтверждением этого являются огромное количество писем и жалоб, которые приходят в Бюро. Мы понимаем эту проблему и активно поддерживаем такую норму, так как без внесения изменений в закон МТСБУ не имеет права осуществлять такие выплаты.
Выплата страхового возмещения без учета износа на заменяемые запчасти.
Это тоже один из самых частых вопросов и жалоб пострадавших-владельцев авто в возрасте старше 5-7 лет: «почему мне компенсировали не всю стоимость ремонта, а только часть?». И это сейчас – большая проблема для виновников ДТП, т.к. пострадавший имеет право взыскать разницу между полной стоимостью ремонта и суммой компенсации, выплаченной по полису ОСАГО, непосредственно с виновника. Мы терпеливо объясняем, что таковы нормы по расчету размера материального ущерба, понимая, что они являются объективно несправедливыми по отношению к страхователям, и требуют изменений.
Также добавлю: нормы, что выплата осуществляется исходя не из реальной стоимости ремонта автомобиля, а с учетом износа, нет практически ни в одной европейской стране. И нам надо переходить на европейские практики.
Постепенное повышение страховых сумм.
Во-первых, это требование Евродирективы 2009/103/EC, положения которой Украина обязалась внедрить по соглашению об ассоциации с ЕС. Во-вторых, уровень инфляции и увеличение показателя средней выплаты показывают актуальность этого вопроса.
И самое главное – это вопрос социальной справедливости – жизни и здоровье наших граждан не должны стоить «дешевле», чем жизни и здоровье европейцев, а суммы выплат за ущерб «железу» должны полностью покрывать любой возможный имущественный ущерб.
Нормами новой редакции закона предусмотрено постепенное, в течение 7 лет, повышение страховых сумм до 20 млн. грн. по жизни и здоровью и до 8 млн. грн. по ущербу имуществу. Начать это повышение планируем уже с 2019 года, сразу установив страховую сумму по жизни и здоровью в размере 1 млн. грн. и – 500 тыс. грн. по имущественному ущербу.
Отмена франшизы
Также с 2019 года планируется отмена франшизы по договорам ОСАГО. Такая унификация условий страхования (сейчас франшиза может составлять от 0 до 2% по выбору страховщика), существенно упростит жизнь автовладельцев. Пострадавший получит от страховщика компенсацию в полном объеме, и не будет вынужден «вытрясать» сумму франшизы непосредственно из виновника ДТП, если у того оказался полис с франшизой. Ответственность каждого автовладельца будет полностью застрахована в пределах лимитов страховой суммы – это будет способствовать повышению доверия к ОСАГО в целом.
Переход на свободное ценообразование
У свободного ценообразования в ОСАГО есть ряд преимуществ: оно позволит страховщикам более качественно управлять своим портфелем и резервами, расширит возможности по предоставлению скидок дисциплинированным водителям. В итоге, страховщики смогут проявлять большую ценовую гибкость и создавать свои программы лояльности.
Особенное значение свободное ценообразование будет иметь в случае внедрения системы всеобщего прямого урегулирования. Тогда клиенты смогут выбирать наиболее приемлемую для себя страховую компанию с учетом и качества сервиса и урегулирования, и ценовой политики компании. И получать выплату в этой же компании.
Внедрение электронного полиса.
Нормы нового законопроекта создадут полноценную законодательную базу, с учетом перспектив для дальнейшего развития рынка в части внедрения «электронного полиса». Напомню, что положение, регламентирующее основные юридические особенности внедрения «электронного полиса», вступит в силу с 7 февраля 2018 год. Технически Бюро готово к запуску проекта, сейчас страховщики-члены Бюро проводят тестирование системы и выстраивают взаимодействие между технической платформой «электронного полиса» и собственными IT-системами. Так что электронному полису в новом году – быть!
Введение системы всеобщего прямого урегулирования.
Почти год работы системы добровольного прямого урегулирования, куда входит 18 компаний-членов Бюро, показал, что это новшество пришлось по душе страхователям. Это неудивительно: большинству страхователей комфортнее получать выплату у страховщика, у которого они заключали договор, это дает возможность осознанно выбрать надежную компанию с хорошим клиент-сервисом. Так, средний срок урегулирования страховых событий в системе прямого урегулирования в полтора раза меньше, чем в рамках обычной системы.
В рамках работы системы уже урегулировано почти 5000 страховых случаев, выплачено больше 62 млн. грн., каждый месяц количество урегулированных страховых событий увеличивается на 20%.
Принятие новой редакции закона создаст законодательные основы для постепенного перехода всех страховых компаний рынка ОСАГО, к работе в рамках этой системы.
Я уверен, что перечисленные нововведения создадут для украинских автомобилистов принципиально иной, более высокий уровень страховой зашиты, и приблизят страну к европейским стандартам качества жизни.