Гудаченко пришел в НКРЭКУ вместе с Вовком, был его советником, а затем – заместителем директора департамента. До этого этапа в своей биографии Антон работал в аудиторской компании Ernst&Young (до 2012 года), а затем еще два года (2012-2014) в «Метинвесте» Рината Ахметова. Конечно, до карьерного рывка его «патрона» Вовка Антону Гудаченко далеко – это ведь Вовк получил в последних числах 2014 года самую настоящую синекуру – управление ценообразованием в электроэнергетике. Тогда Вовк не имел ни профильного образования, ни минимального опыта в сфере энергетики. На момент назначения ему исполнилось 24 года. До этого за плечами юноши была работа в Москве на должности национального менеджера в кондитерской корпорации Roshen. А незадолго до прихода в Roshen Вовк работал помощником вице-президента по корпоративным финансам компании «Инвестиционный капитал Украина» (ICU). Это та самая компания, которую создала в свое время все еще недоуволенная глава НБУ Валерия Гонтарева. В этой же компании работал и экс-министр энергетики и бывший глава НКРЭКУ Владимир Демчишин. Впрочем, все это – общеизвестные сведения, и речь даже не о них.
А о том, как вышло так, что члены НКРЭКУ (пусть даже с пометкой «временные») стали назначаться вне конкурса и согласно одной лишь воле президента? Собственно, на этот вопрос ответ вполне ясен: 12 декабря на сайте Верховной Рады появилась информация о том, что Петр Порошенко подписал закон №7342-1 совместного авторства депутатов от БПП, «Народного фронта» и Оппоблока (кстати говоря, весьма красноречивый коллектив однодумцев!). А закон этот дает президенту определенные преференции на период форс-мажора: если полномочия членов НКРЭКУ истекли, а новых членов взять неоткуда (поскольку не был проведен открытый конкурсный отбор), глава державы получает право назначать временных (не более чем на 3 месяца) «ценоопределителей». И, конечно же, имеет в этом вопросе полный карт-бланш.
Закон №7342-1, как видим, очень хорош и удобен. И если бы кто-нибудь написал аналогичный, но в отношении членов ЦВК, Петр Алексеевич, скорее всего, был бы весьма признателен автору. Но в отношении ЦВК это все – пустые мечты, ведь там свои креатуры должны предлагать парламентские фракции. Хотя, если последние не справляются с подобным заданием (а они таки не справляются!), не лучше ли передать все в мужественные руки президента? Впрочем, это шутка. Вернемся же к НКРЭКУ – итак, что случилось с Нацкомиссией?
А случилось то, что 26 ноября 2016 вступил в действие закон «О национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг». С этой даты и начался отсчет до момента увольнения всех семи действующих членов НКРЭКУ. Все они должны быть заменены на новых лиц – избранных на конкурсе. Но при этом не должен был пострадать процесс принятия решений, которые утверждал кворум, т.е. как минимум четверо из семи членов НКРЭКУ.
Для бесперебойной работы НКРЭКУ в законе было обусловлено, что трое членов Нацкомиссии будут уволены не позднее 6 месяцев с момента вступления закона в силу, двое – не позднее 12 месяцев, и еще двое – не позднее 18 месяцев. Время полного обнуления НКРЭКУ, таким образом, истекает 26 мая 2018 года. Но, начиная с 26 ноября 2017-го, Нацкомиссия утратила свой кворум, поскольку из ее состава были изъяты пятеро из семи членов НКРЭКУ.
Можно ли было избежать подобной ситуации? Вне всяких сомнений. В соответствии с законом, назначения новых членов НКРЕКП должно было осуществляться на условиях открытого конкурса. В течение года в экспертных кругах, в открытых дискуссиях власти неустанно напоминали о необходимости создания конкурсной комиссии для назначения новых членов НКРЕКП. Но ответственные за это лица уклонялись от выполнения своих обязанностей. При этом конкурс должна была проводить конкурсная комиссия в составе пятерых человек (двоих – от президента, двоих – от Верховной Рады и одного – от правительства). Казалось бы, найти пятерых достойных – дело необременительное, однако комиссия так и не была создана, и, следовательно, Нацкомиссия утратила свою легитимность.
При этом начала муссироваться идея, а не внести ли в тело закона о Нацкомиссии такие изменения, которые позволили бы сократить кворум НКРЭКУ с четырех до трех человек? Кстати говоря, трое искомых чиновников – выше упомянутые Морозова, Кривенко и Гудаченко – у президента уже есть. Стоит ли плодить новых марионеток, когда можно легко (или почти легко) изменить закон и передать все бразды правления в руки этой послушной троице? Безусловно, то, что НКРЭКУ перестанет быть коллегиальным органом, превратившись в маленький филиал администрации президента, это плохо. Только вот кому это плохо? Явно не тем, кто затеял и осуществил подобные пертурбации.
Однако чем же займется НКРЭКУ в своем старом-новом составе? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к тому, с чего мы начали. К молодому человеку по имени Дмитрий Вовк, являющемуся связующим звеном между президентом Порошенко и олигархом Ахметовым. В интересах обоих находится очередное (но, конечно же, не последнее) увеличение стоимости электроэнергии. Вот этим, вероятнее всего, и займется НКРЭКУ.
Собственно говоря, в конце ноября Нацкомиссия уже объявила о плане повысить тариф для тепловой генерации на 25% на 2018 год, что принесет дополнительные 12,5 млрд. грн. «Цену угля в тарифах на электроэнергию планируется увеличить с 66 долларов до 82,4 доллара за тонну. Также стоимость фрахта (транспортировки морем и перевалки в порту) угля из порта Роттердама в Украину регулятор планирует увеличить на 28,5% –до почти 19 долларов за тонну. И это при том, что ни одной тонны угля в Украине из Роттердама не поставлялось, а совокупные поставки морем составляют менее 5% от общего объема потребления угля. То есть в тарифе будут закладываться несуществующие затраты, и так произойдет завышение цены электроэнергии», – сообщает Ассоциация потребителей энергетики и коммунальных услуг.
А затем и вовсе раскрывает «секрет Полишинеля»: «Наибольшим бенефициаром станет самый богатый олигарх страны, компания которого (имеется в виду ДТЭК Рината Ахметова) может получить дополнительно около 10 млрд. грн. за счет дальнейшей тарифной нагрузки на малый и средний бизнес, на всю украинскую экономику». Однако не для того же заинтересованные лица прошли столь долгий и сложный путь (начиная от бойкотирования работы конкурсной комиссии до внесения изменений в законодательство), чтобы обращать внимание на протесты какой-то Ассоциации потребителей? Потребители в Украине, как всегда, находятся на разных полюсах с теми, кто как раз и «потребляет» их самих и их деньги. Во всяком случае, пока что данный баланс сил не претерпел никаких изменений.