Во многих украинских городах есть депрессивные районы с пустующими объектами, которые находятся в упадке и никак не используются. Там наблюдается повышенная криминогенная обстановка. Такие объекты становятся пристанищем для людей без определенного места жительства. Да и попросту, они портят облик города.
Но, это не приговор для таких территорий. Они не обречены. Более того, местные власти обязаны превращать их из деструктивно-бесполезных в приносящие позитивный экономический, социальный и культурный эффект.
Для этого нужно сменить их функциональность и подарить им новый смысл. И тогда произойдет возрождение в абсолютно другом качестве. В мировой практике это называется «ревитализация», то есть возвращение к жизни.
Например, можно изменить функциональность некогда промышленных объектов на центр образования и место для жилья.
Так произошло в нидерландском Эйндховене. Это был промышленный город. Но, вначале 1990-х годов градообразующая фабрика закрылась. Местные власти не растерялись и приняли программу по изменению бывшей промышленной среды. В результате, в здании бывшего лампового завода, построенного в 1953 году, появились Академия дизайна, библиотека и выставочные пространства. А вокруг – зеленые зоны и жилая застройка.
Другой пример – в норвежском Осло зерновой элеватор, работавший с 1950-х по 1990-е годы, решили реконструировать для размещения 226 квартир. Теперь это студенческое общежитие.
Также, можно изменить назначение бывших индустриальных объектов, превратив их в культурное и торгово-развлекательное пространство.
Так, в немецком городке Дуйсбург работал металлургический завод. Но, в 1985 году он закрылся. Местные власти приняли решение сделать на его месте парк. При этом, промышленную застройку сохранили и отреставрировали, а территорию облагородили. Засадили деревьями, поставили детские площадки, сделали крупнейший в Европе центр для дайвинга. В складских бункерах обустроили альпинистский центр, а доменная печь стала смотровой площадкой.
В Амстердаме есть арт-пространство в помещении бывшей молочной фабрики. В 1969 году производство закрылось. Год объект простоял. Но, уже в 1970 году был вновь открыт, как культурный центр. И, по сей день, здесь проводят спектакли, выставки и вечеринки.
Самый большой в Финляндии музейный комплекс размещается в Хельсинки на месте бывшей кабельной фабрики. В конце 80-х годов прошлого века фабрика начала приходить в упадок и прекратила производство. Поэтому местная администрация подписала с компанией план по передаче помещений в собственность города. В 90-х годах здание уже преобразовалось. За счет арендной платы помещения постепенно ремонтировались. С тех пор, тут размещаются музеи, галереи, школы искусств, кафе и бары, коворкинги, магазины и так далее.
В Варшаве, на территории бывшего завода боеприпасов, расположен креативно-культурный центр. Здание годами стояло без крыши и стало местом для свалки мусора – тогда один бизнесмен выкупил полуразрушенный объект и с 2010 года начал его реконструкцию. Сейчас тут находятся музей неонов, выставочные площадки, галереи, офисы, магазины, рестораны.
В Таллине, на территории бывшего электротехнического завода, расположен креативный квартал. Благодаря человеку, который выкупил старый завод, разграбленные помещения преобразовались в ухоженное и прогрессивное пространство. Большая часть городского стрит-арта тоже собрана здесь. Это самый крупный арт-центр в Эстонии.
Приятно осознавать, что западные тренды добрались и до Украины. У нас тоже появляются позитивные примеры облагораживания заброшенных заводских территорий по европейским образцам.
Например, в Киеве это арт-завод «Платформа» на территории бывшего Дарницкого шелкового комбината, построенного в 1948 году. Здесь проводят фестивали уличной еды и концерты.
Также в одном из цехов бывшего судостроительно-судоремонтного завода, основанного в 1896 году, обустроили культурный хаб с галереей, выставочным пространством, лекционным залом, творческими мастерскими и коворкингом.
Основатели этого культурного хаба – переселенцы из Донецка. Они, в 2010 году, открыли в Донецке арт-центр «Изоляция» на территории бывшего завода изоляционных материалов. Но, после начала военных действий были уничтожены все произведения искусства, а команда арт-центра переселилась в Киев.
Еще один яркий пример – арт-кластер Closer, известный своей клубной жизнью и электронной музыкой, размещается на территории бывшей лентоткацкой фабрики.
Образовано креативное пространство и на территории бывшего Киевского стеклотарного завода, построенного еще в 40-х годах прошлого века. В 2006 году на производстве произошел пожар и завод закрыли. С 2014 года тут действует съемочная площадка и уже снимались клипы Джамалы, Потапа, группы «Время и Стекло». Проводятся конференции и вечеринки.
Позитивные примеры наблюдаются не только в столице. Например, в центре Ивано-Франковска в 2018 году, на месте бывшей промзоны завода Промприбор, открыли инновационный центр. Сейчас тут находятся коворкинг, конфренц-зал, мастерские, лаборатории, галерея, кафе, бар, офисы компаний и образовательные пространства.
Практически в самом центре Харькова, в 2015 году на месте заброшенной фабрики Союзсортсемовощ, построенной в 1933 году, открыли пространство с большой ивент-зоной, коворкингом и баром.
Однако остается огромный потенциал для оживления заброшенных промзон по всей Украине. Например, в Одессе давно напрашивается концептуальное переосмысление руин бывшего завода тяжелого краностроения, на месте которых реально создать что-то ценное и привлекательное как для местных жителей, так и для туристов.
Также опыт облагораживания промзон, следует учесть при будущей реинтеграции Донбасса, когда будет возвращен контроль Украины над этими территориями. Ведь оборудование на множестве заводов уже демонтировано, разворовано и вывезено. Огромные площади остаются пустынными и безжизненными.