Ажиотаж перед берлинской премьерой нового фильма Джорджа Клуни нагнетали со знанием дела. В общем-то, организаторов кинофестиваля можно понять: хорошая реклама фильма привлечет зрителей на фестивальные показы, доходы от которых составляют едва ли не половину бюджета Берлинале. “Охотники за сокровищами” – пятая режиссерская работа Джорджа Клуни и третий хит в обойме нынешнего Берлинале.
Примечательно, что все три гвоздя программы – “Отель Гранд Будапешт”, “Охотники за сокровищами” и “Нимфоманка” – собрали у себя актерские составы, звездность которых достигает выше усваиваемой зрителем нормы. По всей видимости, теперь так борются за окупаемость фильмов, чьи сюжеты отличаются от “Трансформеров”. Стратегия хорошая, только фестивалям в итоге это выходит боком: на пресс-конференцию с Джорджем Клуни хотело попасть столько народу, что стало очевидно: с каннскими толпами Берлинале попросту не справится. Что будет перед пресс-конференцией нового фильма Ларса фон Триера, даже представить страшно.
Впрочем, ажиотаж вокруг фильма Клуни (скрепя сердце, мы вынуждены это признать) себя не оправдал. “Охотники за сокровищами”, к сожалению, настолько же плохи, насколько плоха локализация их оригинального названия “The Monuments Men”.
На протяжении неполных двух часов фильм пытается определиться: быть ему “Бесславными ублюдками”, или очередной частью приключений друзей Оушена. Но для “ублюдков” режиссеру надо было набраться смелости, а для “друзей Оушена” – определиться, что же все-таки за фильм ты снимаешь. Джордж Клуни, звезда наших очей и Грегори Пек наших дней, с этим, к сожалению, не справился.
Под музыку "оскаровского" лауреата Александра Деспла смелый усач (сам Клуни) собирает дрим-тим, состоящий из Мэтта Дэймона, Жана Дюжардена, Джона Гудмена, Хью Бонневиля, Боба Бэлабана и Билла Мюррея. Команда, имеющая своим пообразом настоящий отряд защитников искусства, берется за спасение предметов искусства от нацистов, грабивших музеи и церкви, чтобы собрать коллекцию классического искусства для Гитлера. То, что Гитлеру не нравилось - например, им называемое “дегенеративное искусство” - или сжигали, или домой уносили и вешали в столовой, что утраивает драматизм ситуации.
Настоящие “Monuments men” ездили по всей Европе во время войны, начиная с 1943 года, защищали памятники культуры от разрушения в ходе военных действий, а когда конфликт пошел на спад и нацисты отступали, они искали украденные произведения искусства и возвращали их на место - в музеи, церкви и частные коллекции. Всего эта группа, состоявшая из 400 человек - кураторов, музейщиков и искусствоведов, - спасла около 15 тысяч произведений искусства. Недавний скандал с найденной коллекцией в Мюнхене подтверждает, что в истории с разграблением музеев во время Второй мировой до сих пор есть непроясненные моменты.
История с “monuments men”, как видите, увлекательнейшая и до сих пор не утратившая своей актуальности. Какое место отводится культуре в картах боевых действий? Стоит ли жертвовать жизнью человека ради спасения культурного наследия? На эти вопросы пытаются найти ответы и в сегодняшней Украине – в дискуссиях вокруг коллекции Музея истории Киева в Украинском Доме или вокруг Национального художественного музея, находящегося в непосредственной близости от места активного противостояния на улице Грушевского. В это сложно поверить, но для многих ценность сохранения культурного наследия не является очевидной.
Возможно, мы бы и посоветовали украинскому зрителю посмотреть “Охотников за сокровищами”, чтобы определиться с ответом на вопрос, стоит ли защищать музеи во время революции, если бы фильм не был снят в формате “Чип и Дейл спешат на помощь”. По признанию самого Джорджа Клуни, он ориентировался на американские фильмы о войне 70-х годов, хотел снять эдакий наив с оттенком комедии (особенно интересно это видеть вперемешку со сценами, где герои, например, находят бочки с золотыми зубами), но эксперимент не удался. Все притянутые за уши шутки, необходимые для наполнения Смыслом (с большой буквы С) диалоги и отработанный лубочный патриотизм смотрятся, как минимум, неуместно, как максимум – нелепо. Клуни грешит очевидностью, то и дело подсказывая зрителю, что он должен чувствовать по тому или иному поводу, а это верный признак того, что Штирлиц близок к провалу.
Похоже, что у Джорджа Клуни как режиссера есть определенный набор тем, выйти за пределы которых у него пока не получается: это политика и медиа. О них он снял прекрасные “Признания опасного человека”, “Доброй ночи и удачи” и “Мартовские иды”. В активе Клуни-режиссера есть еще один не очень удачный эксперимент – спортивная мелодрама “Leatherheads”, которая, при всех своих недостатках, остается в рамках жанра и смотрится в нем довольно прилично.
Американские критики прогнозируемо закатали “Охотников за сокровищами” в асфальт (на RottenTomatoes у фильма унизительный рейтинг в 33%), критики в Берлине выходили с пресс-показа один за другим (хотя, может, они бежали занимать очередь на пресс-конференцию), даром, что фильм показывали вне конкурса. Впрочем, в силу всего вышеперечисленного мы не стали любить Джорджа Клуни меньше, просто пожелаем ему поскорее вернуться к теме политических и медийных разборок, которые ему так хорошо удаются.
Вердикт от зрителей мы узнаем уже совсем скоро: в США фильм вышел в прокат в минувшую пятницу, на украинские же экраны “Охотники” выходят уже 20 февраля.