После очередного утреннего пресс-показа, композитор Бенсон Тейлор, профессор Марк Аксельрод, кинорежиссёр Томаш Василевски вместе с другими коллегами из жюри главной конкурсной программы PÖFF в кафе таллиннского кинотеатра бурно и весело обсуждают просмотренные фильмы. Судя по разговору, увиденным они не очень довольны. «Я бы дал главный приз «Таксисту» Скорсезе», - говорит один. «Но ведь этого фильма в таллиннском конкурсе нет!» - возражает другой. «Но мы же здесь главное жюри, мы можем всё. Я – за «Таксиста»!» - задорно подхватывает третий.
Между адом и дьяволом
К завершению международной конкурсной программы у кинокритиков и киноманов не оставалось сомнений, какие именно фильмы могли претендовать на главный приз фестиваля. Достойными среди 18 показанных работ были единицы. Однако вердикт жюри удивил и даже разочаровал многих. Причём настолько, что членам жюри пришлось давать пояснения о своём решении прессе.
С одной стороны, тематика конкурсных фильмов оказалась довольно обширной. Были представлены картины из многих стран, включая Ирак, Кыргызстан и Словению. Хватило место и «экзотике», и актуальнейшим киновысказываниям, которым, впрочем, частенько недоставало убедительности и элементарного мастерства. Из разряда таких стоило бы упомянуть южнокорейский «Апостол» Джин-Му Кима. Основанный на реальных событиях, он довольно точно воспроизводит реалии закрытой от всего мира Северной Кореи. Притягивает и история: фильм повествует о гонениях на живущих в КНДР христиан, вынужденных прятать иконы и проводить свои тайные службы. Однако сам фильм при этом напоминает, скорее, черновую студенческую работу, в нём множество провалов, как на уровне сценария, так и на уровне монтажа.
Набором банальных штампов и притянутых за уши сюжетов «второй свежести» оказались работы конкурсантов из Мексики («Продолжать жить»), Португалии («Ивон Кейн»), Японии («Доверие»). Но даже их переплюнула картина из Словении «Ад», режиссёра которого, откровенно говоря, даже не хочется упоминать. Начинающаяся как история мрачных будней, словно из эпохи начала наших 1990-х годов, она стремительно скатывается в маргинальный околодраматический фарс. Герои сидят без света, денег нет, работы нет, стремления что-то как-то поменять в своей жизни тоже не наблюдается, жрать нечего, в доме - шаром покати. Какой из этого выход? Обозлиться на весь окружающий мир и расправиться с ним ко всем чертям. «Адский «Ад», - как шутили после просмотра критики.
Конечно, для «Тёмных ночей», как новоиспечённого кинофестиваля категории «А» важно другое: география представленных фильмов и количество премьер. И с тем, и с другим у PÖFF всё в порядке. Четыре международных, шесть европейских, шесть скандинавских и одна балтийская премьера в главном конкурсе – достаточно составляющих для теперь уже окончательно ставшего самым весомым киносмотром во всей северной и северо-восточной Европе. Но в этом важно учитывать не столько достоинства, сколько сложности, которые ещё ожидают «Тёмные ночи» в новом статусе.
В новой для PÖFF «весовой категории» фестивалю будет непросто формировать интересную и сильную конкурсную программу. И дело даже не в том, что все главные сливки успевают, как обычно, разобрать Канны, Венеция или Берлин. Целый ряд известных международных киносмотров класса «А» имеют постоянные проблемы с основной программой. О слабых (в целом) конкурсах Карловых Вар, Москвы или Варшавы не говорил только ленивый. Не на пользу Таллинну работают и сроки проведения PÖFF – он проходит в конце года, когда уже практически все премьеры «разобраны» другими фестивальными площадками.
О влиянии этих проблем отчасти можно судить и по конкурсу PÖFF-2014. К примеру, в нём не было представлено ни одной конкурсной картины из соседних с Эстонией скандинавских и балтийских стран: Финляндии, Швеции, Норвегии, Латвии и Литвы. «Проблема в том, что новый для себя статус мы получили буквально за несколько месяцев до открытия фестиваля, когда уже мы приступили к окончательному формированию основной конкурсной программы, - комментирует директор кинофестиваля Тийна Локк. – Премьерные фильмы в конкурсе были у нас и раньше, но только теперь мы поняли, какая на нас легла ответственность не только за отбор, но и за дальнейшую судьбу этих картин. Но в целом новый статус открывает нам новые возможности для развития. И одновременно налагает ответственную роль – служить порталом и посредником для кинематографистов региона и мировой киноиндустрией».
Безусловно, совершенно провальным главный конкурс PÖFF также назвать никак нельзя. Здесь было место и хорошо сделанной подростковой драме «Долина» Софи Артус (Израиль), и снятой по всем законам жанра молодёжной мелодраме «Маргариту, с соломинкой» Шонали Босе и Нилеш Манияр (Индия), и роуд-муви об эпохе хиппи и одном из главных его представителей для Дании Eik Skaløe, писавшего тексты для культовой датской рок-группы конца 1960-х «Steppeulvene» (Степной волк) «Итси Битси» Оле Кристиана Мадсена.
Неожиданно созвучными в конкурсной программе оказались два различных по форме фильма – «Ангелы революции» Алексея Федорченко (Россия) и «Боковой ветер» Мартти Хельде (Эстония). Последний посвящён судьбам депортированным в июне 1941 года советской властью в глухую Сибирь эстонцам, а первый – жертвам малоизвестного Казымского восстания хантыйских и ненецких туземцев против Советов в начале 1930-х годов. Оригинальное сочетание фантазии и документальности не прошли незамеченными. Один из создателей «Бокового ветра», Эрик Пыллумаа получил приз жюри за лучшую операторскую работу. Сам режиссёр Мартти Хельде получил приз Международной федерации киноклубов «Дон Кихот» «за новый способ создания фильма о трагедии целой нации». А Алексей Федорченко был удостоен специального диплома главного жюри.
Награду за лучшую мужскую роль на PÖFF получил Эдди Редмэйн, сыгравший в байопике «Вселенная Стивена Хокинга» Джеймса Марша (Великобритания). Искромётный британский юмор и неординарная, жизнеутверждающая история взаимоотношений прикованного к инвалидной коляске известного учёного Стивена Хокинга с его возлюбленными женщинами, сделала фильм одним из фаворитов фестивальной публики.
Гран-при и денежную премию в 10 000 евро получил фильм 29-летнего бельгийского режиссера Густа ван ден Берге "Люцифер". Притча о похождениях сошедшего с небес на грешную землю глухой мексиканской деревушки дьявола ранее была показана на Римском международном кинофестивале и успела получить прекрасные отзывы ряда известных критиков. У таллиннской же аудитории и главного международного жюри эта умозрительная работа поначалу вызвала смешливую реакцию. Как пояснили свое решение члены жюри, «Люцифер» был удостоен гран-при «за способность обнажить основные аспекты человеческой жизни и перейти с обычного на более высокий духовный уровень». Однако, после оглашения призеров "Темных ночей" стало ясно, что распределение наград на нынешнем фестивале стало одним из самых спорных и неоднозначных за всю его историю.
Самым же большим разочарованием «Тёмных ночей» стало то, что главное жюри полностью обошло вниманием признанный многими сильнейшим в главном конкурсе фильм «Сегодня» иранца Реза Миркарими. Сюжет этой, поначалу кажущейся обманчиво простой, картины замыкается на одном дне из жизни скромного немолодого таксиста. Завязка ленты проста: в конце рабочей смены в машину героя садится беременная женщина, умоляющая отвезти её в больницу. По пути она упрашивает таксиста подождать, пока её не примет врач. Постепенно виток истории закручивается в тугой узел, погружающий нас в холодный равнодушный мир современного иранского общества, замкнутый одним общим местом действия – больничными палатами, коридорами и кабинетами. Неизвестность, неопределённость, трудность в понимании другого человека постепенно превращают эту тонкую психологическую драму в триллер. В то же время режиссёру, благодаря безупречной драматурги, операторской работе и монтажу удаётся балансировать на едва уловимой грани, не позволяющей актуальному социальному и политическому высказыванию (коим является «Сегодня») заслонить собой рассказ о личном и интимном.
К сожалению, все эти достоинства в фильме смогли разглядеть лишь члены жюри Международной федерации кинокритиков (FIPRESCI), вручившие Реза Миркарими свой приз. Отметило фильм и экуменическое жюри, в которое входили представители церквей-членов Совета церквей Эстонии. По их мнению, своим обращением с темой фильм «Сегодня» способен «затронуть душу и образ мышления зрителя и, таким образом, заставить пересмотреть смысл жизни и ценности, которым он в своей жизни следует».
Европейский экспресс
Впрочем, несовершенство главного конкурса сполна компенсировалось разнообразной параллельной программой. В её число входил целый ряд других конкурсов и «фестивалей в фестивале». В том числе: конкурс североамериканских фильмов (главный приз в котором получила картина «Мамочка» Ксавье Долана), конкурс дебютных фильмов стран Балтии и Северных стран Tridens (лучшей названа «Жизнь на виду» исландца Балдвина Зофониассона). Жюри Сети по продвижению азиатского кино NETPAC назвало лучшим фильмом фестиваля картину Марата Сарулу «Переезд» (Кыргызстан) «за внушительную визуализацию центрально-азиатского ландшафта – с перемещением из идиллической деревни в однообразный промышленный пейзаж».
Во время «Тёмных ночей» проходили также конкурсные показы параллельных фестивалей – анимации, студенческого, а также детского и юношеского кино «Just Film». Все они имели громадный ажиотаж у публики, заранее раскупавшей все свободные билеты (при цене от 4 до 6,50 евро за сеанс). Некоторое недоумение вызвал разве что принцип отбора фильмов в программу «Just Film». Так, юношеской аудитории Таллинна был, среди прочего, показан софт-порнофильм о подростках-проститутках и их постельных утехах со взрослыми клиентами. «Наш запах» Лари Кларка. А также «вдохновляющая история» (как отмечено в каталоге) о двух молодых людях, «с удивительной осознанностью и непоколебимостью» (снова цитата) открывших в себе нетрадиционную сексуальную ориентацию. «Может быть, в Эстонии показывать крупным планом половые органы и секс, а также томления женоподобных юношей на фестивале детских фильмов – нормальное явление, но, скажем, во Франции это неминуемо вызвало бы грандиозный скандал и бурное обсуждение в прессе и на телевидении. Боюсь, что снятый во Франции фильм Лари Кларка «Наш запах» не имеет ни малейших шансов по этой причине выйти в прокат в моей стране», - поделился гость фестиваля из Франции.
По оценке руководства фестиваля, «Темные ночи» в этом году посетило более 77 тысяч зрителей. Всего же на нём было показано около 700 фильмов - в Таллинне, Виймси, Тарту, Пярну, Нарве и Йыхви — в 20 залах 11 кинотеатров. Кстати, именно популярность «Тёмных ночей» в своё время послужила толчком для возрождения эстонского кинематографа, создания киношколы, строительства кинотеатров и развития кинопроката. Только в 2014 году в стране вышло более 10 полнометражных фильмов разных жанров. Нередко среди режиссёров-дебютантов можно встретить 25-27-летних. Разительный контраст с Украиной, где до сих пор отдельные проекты режиссёрам приходится «пробивать» годами, если не десятилетиями.
Несмотря на новый статус PÖFF, всемирно известных кинозвёзд на нём не было. Хотя безусловным успехом команды фестиваля является приезд в Таллинн ряда известных актёров – Исаака де Банколе, Микаэла Персбрандта, Ежи Штура и Майи Коморовской (ей был вручён приз «за достижения всей жизни»). «Мы никогда и не ставили себе целью привезти сюда гламур или звёзд высшей категории – такую обязанность мы на себя мы и не берем. Хотя новый статус наверняка повысит репутацию PÖFF во всем мире кино и, помимо публики, откроет новые возможности также и для региональных дистрибьюторов и кинематографистов. Скорее, мы всегда прилагали и прилагаем усилия, для того чтобы донести до публики чистый фестиваль авторского кино», – подчёркивает Тийна Локк.
«С одной стороны, цель фестиваля PÖFF — донести до местных зрителей все лучшее из последних фильмов, с другой — кинофестиваль никогда не является лишь бегущей картинкой на экране, это реальные люди и отношения между ними. Публика PÖFF с годами научилась ценить иностранных гостей — фестиваль позволяет отойти от просмотра фильма, и встречи с кинематографистами придают картине наполненность», – добавляет она.
Примером того, что «Тёмные ночи» учитывают пожелания зрителей, является наличие на фестивале не только обширных программ документальных фильмов, тематических картин и панорам национальных кинематографий, но и целой секции комедий под названием «Витаминка от PÖFF». Все представленные в ней фильмы имели громадный успех. Доказательством того, что команда фестиваля идёт по правильному пути, является присуждение титула «Любимца публики» уморительной новозеландской картине о вампирах «Что мы делаем в тени» Джемейна Клемента и Тайка Вайтити. Кстати, помимо того, что он действительно безумно смешной, это ещё и самый лучший фильм в жанре мокьюментари, по меньшей мере, за последние годы.
Своим обращением, прежде всего, к зрителю PÖFF мог бы быть очень привлекательным и для украинских киноманов. Хоть и единицы, но земляков на Таллиннском кинофестивале всё же можно встретить. «Я приезжаю сюда во второй раз, покупаю себе сразу полный абонемент и смотрю всё, что хочу, - поделилась ценитель кино из Херсонской области Светлана. – «Тёмные ночи» мне нравятся тем, что здесь представлены абсолютно все жанры. И что в одном городе, в одном месте можно посмотреть все значимые фильмы уходящего года, которые вряд ли дойдут до украинских киноэкранов. Кроме того, программа PÖFF построена таким образом, что здесь можно действительно увидеть очень много фильмов, без какой-то спешки. На той же киевской «Молодости» часто фильмы представлены всего одним сеансом и ты буквально разрываешься над тем, что выбрать. В Таллинне же всё гораздо проще и удобнее для зрителя».
Большей популярности среди украинских зрителей «Тёмным ночам» мешает, пожалуй, два главных фактора. С одной стороны, это лень многих земляков-киноманов, избалованных возможностью смотреть почти какое душе пожелает кино, не сползая с кровати. С другой же – визовый барьер. Для украинцев пока что не достаточно купить билеты в Таллинн, забронировать хостел и билеты на кинопоказы. Необходимо потратить время и деньги на оформление шенгенской визы. Но если только будет введён безвизовый режим въезда в страны ЕС для граждан Украины, отечественным киноманам стоило бы обратить самое пристальное внимание на таллиннский PÖFF. Чтобы и хорошие фильмы здесь посмотреть, и открыть для себя замечательную и прекрасную Эстонию.
В этом году на PÖFF, кстати, изначально планировалась обширная украинская программа. «Мы даже хотели пригласить коллектив «Дахабраха» и сделать фильмом открытия «Тёмных ночей» «Землю» Александра Довженко. Увы, не получилось, из-за плотного гастрольного графика группы, – рассказала Тийна Локк. – Также мы искали украинский фильм в главный конкурс, но уровень ни одного из них нас не устраивал. Поэтому остановились лишь на «Майдане» Сергея Лозницы и «Племени» Мирослава Слабошпицкого, показанных во внеконкурсной программе. Если же говорить откровенно, то нам очень непросто работать с вашей страной. У нас мало информации о том, что у вас происходит в кино, немного доходит и фильмов».
Отношение к Украине у эстонцев очень тёплое. Они внимательно следят за событиями в нашей стране и оказывают немалую поддержку украинской армии. Сбор гуманитарной помощи не один месяц осуществляет Центр украинской культуры в Таллинне во главе с Анатолием Лютюком. Индивидуальных аптечек, тепловизоров и тёплых вещей почти на 200 тысяч евро удалось собрать благодаря инициативе эстонской общественной организации «Вільна Україна» и давно живущего в Эстонии основателя рок-группы «Свята ватра» Руслана Трочинского. «В рамках Дней культуры Украины в Эстонии мы провели большой концерт с участием группы «Гайдамаки». И на этом мероприятии нам удалось собрать деньги, на которые и были куплены необходимые вещи для украинской армии. Причём, сбор помощи не прекращается до сих пор. Наша инициатива вызвала большой интерес и поддержку, как у первых лиц Эстонии, так и самих эстонцев», - рассказал автору этих строк Руслан.
Эта поддержка оказывается не только по зову сердца. У Эстонии, как и у Украины, общие проблемы с сепаратизмом, уходящие своими корнями в соседнюю Россию. В Таллинне за последние восемь лет мне встречалось немало местных русских, которые – кто с обидой, а кто с ненавистью – отзывались как об эстонцах, так и об эстонской власти. Попрошайки, выпрашивающие у меня монетку в евро или пустую бутылку, практически все были русские, или «советские» по своему происхождению, так и не нашедшие в себе силы выучить эстонский язык и не нашедшее своё место под новым европейским солнцем.
- Как ни странно, но Таллинн гораздо в большей степени подвержен сепаратистским настроениям среди проживающих тут русских, чем более русскоязычная Нарва, расположенная на самой границе с РФ, - утверждает житель Таллинна Алар. – Дело в том, что жители Нарвы видят воочию, что происходит в России, имеют возможность сравнивать степень свобод, уровень доходов и цен. И это всё срабатывает совсем не в пользу РФ. А таллиннские русские всю информацию черпают из пропагандистских российских телеканалов и о реальной ситуации в Москве или Пскове ничего не знают, или не хотят знать.
Этим настроения постоянно подогревают российские газеты, выходящие в странах Балтии. Практически на всех газетных раскладках можно встретить «Аргументы и Факты», «Московский комсомолец» и даже откровенно бульварную «Комсомольскую правду». Время от времени в этих изданиях можно найти специальный вкладыш, пропагандирующий программу добровольного переселения в Россию. «В Воронежской области безработица составляет всего 0,9%! Однако регион очень нуждается в арматурщиках, бетонщиках, водителях, кондитерах, овощеводах и т.д.», - пестрят заголовки «МК». «Уже сотни жителей Прибалтики стали участниками программы добровольного переселения!» – вторят им другие издания, расписывающие прелести жизни в таких «приоритетных территориях вселения» как Бурятия, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная области.
Однако для подавляющего большинства жителей Таллинна все эти «заманухи» до одного места. По сравнению с соседней Латвией в Эстонии гораздо реже слышна русская речь. Молодые эстонцы русского языка в большинстве своём не знают. О том, что страна всё дальше отдаляется от российского якоря, свидетельствует и резкое падение спроса на единственные оставшиеся международные поезда, отправляющиеся из Таллинна: в Москву и Санкт-Петербург. «Экономические связи с Россией сходят на нет, и эстонцы чаще ездят на заработки и прочим делам в Европу, нежели в Россию, - объясняет мне знакомый эстонский политик. – Поэтому в ближайшее время планируется начать строительство железнодорожных путей с европейской шириной колеи, которые позволят соединить экспресс-сообщением Таллинн, Ригу, Каунас и Варшаву. После этого необходимость в железнодорожной ветке на Москву окончательно отпадёт».