ГоловнаБлогиБлог Дмитрия Литвина

Порошенко в США: за шаг до утраты доверия

Переговоры всё более натянутые, пресса всё более резкая, внимания к визиту всё меньше – и это только середина первого срока президента Порошенко. Какими же могут быть следующие его визиты в США? И состоятся ли они вообще?

Фото: www.facebook.com/petroporoshenko

Обратите внимание: в эти два года после Майдана все контакты представителей Украины с американскими официальными лицами сводятся к нескольким базовым вещам. Во-первых, американцы подтверждают свою поддержку территориальной целостности Украины и курс на помощь Украине. А во-вторых – требуют от нашей власти реальных перемен к лучшему в стране.

Полтора года назад эти требования ещё были мягкими. Полгода назад они звучали уже очень раздражённо. Сегодня эти требования больше похожи на чёрную метку – мол, мы-то понимаем, почему перемен нет и кто должен нести за это персональную ответственность.

И камни критики летят в основном в сторону президента. Можно сколько угодно на это обижаться, можно пытаться как-то пиарно отыграть эту ситуацию на своей территории с помощью ручных спикеров и прикормленных блогеров. И можно даже делать громкие заявления в ответ на трансляцию в респектабельной прессе таких настроений американских политиков – как это случилось на днях с «Нью-Йорк Таймс». Только что это изменит? Что конкретно это даст?

Президент у нас – это политическое лицо страны. Это он обещает американцам всякий раз на переговорах, что борьба с коррупцией в Украине вот-вот начнётся и станет заметной. Это его никто не тянул за язык, например, тогда, когда он приветствовал вступление в должность своего первого Генпрокурора Виталия Яремы цитатой из Ли Куан Ю – мол, посадите трёх своих друзей, чтобы все увидели, как вы справедливы. А не посадили при этом даже тех, кого называли при Януковиче смотрящими, – отпетых уголовников!

Уже и Яремы из Генпрокуратуры след простыл. И второго президентского ставленника с поста Генпрокурора с трудом и позором изгоняют. А американцам и вообще представителям Запада приходится говорить президенту Украины и слышать в ответ от него ровно то же самое про борьбу с коррупцией и реформы, что и, допустим, летом 2014-го, когда только назначали Ярему. Поймите – это кому угодно надоест, а не только политикам в Вашингтоне. Отсюда – и такой прохладный приём, отсюда – и такая плохая пресса.

Вашингтон – это вообще город, в котором никогда не становится меньше очередь людей с проблемами. У американцев в мире очень много подопечных – тех, чью судьбу они защищают от соседних агрессивных государств или от коррумпированного истеблишмента. И украинский президент обязан понимать, что он – просто один из многих в этой проблемной очереди. Один из многих, кто сильно приукрашивает реальную картину. Один из многих, кто раздаёт обещания – часто пустые – и просит помощи, рассчитывая на американские миллиарды и оружие. И он – один из многих, кто начинает выглядеть для Вашингтона частью той проблемы, которую американцы собираются решить.

А что этому может противопоставить наша власть? Вот сам президент. Историй успеха реформ из Украины практически нет. А те, кому хоть что-то удалось изменить, занимая какие-то посты в правительстве, – уже ушли в отставку со скандалами. Топ-политики сошлись в битве за кресла и кабинеты, смысл которых больше в теневых деньгах, чем в амбициях провести реальные реформы в стране. Дипломаты это видят. Журналисты об этом пишут и говорят. Естественно, это всё доходит до Вашингтона.

При этом украинский истеблишмент к месту и не к месту использует в общении с представителями западных стран аргумент о том, что наша страна борется с Россией за будущее всех демократий, за будущее чуть ли не всего цивилизованного мира. Вот и на этот раз наш президент приехал в США с таким же пафосом. Но ведь за демократию борются прямо сейчас и в Мьянме, и в Египте, и в процессе налаживания новых отношений с Кубой и в процессе сдерживания Китайской народной республики. У американцев есть насущные интересы во всех частях света – и везде есть кому помочь. Они разбираются с войной в Сирии, с трагедией в Йемене, вытягивают Ирак, пытаются как-то сделать мирным Афганистан, наблюдают за ситуацией в Пакистане и так далее. Ещё раз: в каждой из этих и десятков других стран идёт битва между цивилизованностью и дикостью.

И на стороне дикости в таких странах – не только какие-то внешние силы, но и внутренние. Коррупция и воровство, зашоренность и ложь, политиканство и продажность. Этого разве нет в украинской политике? Этого у нас полно. Как раз это воплощают собой все те договорняки и политико-правовые афёры, которых в нашей жизни теперь стало, по крайней мере, не меньше, чем было до Майдана. От этого устали уже все – и украинцы, что показывают все опросы, и послы западных стран в Киеве, о чём они сами уже почти прямо говорят, и топ-политики в главных западных столицах.

Вот почему сильно странно выглядит президент, который, не мешая дикости в своей стране, заявляет в Вашингтоне, что он союзник цивилизованного мира. Вот почему не хочется верить такому президенту, когда он, например, уже в третий раз обещает найти нормального Генпрокурора – независимого, респектабельного и реформатора. И вот почему президент вернулся на этот раз из Вашингтона фактически без конкретных результатов. Результатом стало разве что одно: президент не оказался в изоляции и хотя бы сфотографироваться сумел даже с Бараком Обамой.

***

А теперь представьте себе встречу, например, Джо Байдена, американского вице-президента, который ведёт дела с Украиной, и нашего президента ещё через несколько месяцев или полгода. Что будут говорить стороны друг другу?

Давайте честно: если исходить из опыта минувших полутора лет, можно ожидать пока только того, что и через полгода американец будет говорить, что нужны реформы, а украинец будет отвечать, что они вот-вот станут заметными. Чего точно не будет во время этого разговора, так это доверия. И главный сигнал, который украинская сторона должна была понять в Вашингтоне на этот раз, – мы находимся за шаг до полной утраты доверия. Ну то есть не мы – а наш пятый президент.

Дмитрий Литвин Дмитрий Литвин , публицист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram