Вот, например, в среду не состоялось из-за отсутствия кворума заседание комитета по здравоохранению, на которое даже представители Кабмина пришли, в том числе Ульяна Супрун. Её решения вызвали крупный скандал, чуть ли не все лоббисты от здравоохранения, а вдобавок и некоторые известные врачи возмущены её деятельностью, медиа завалены обсуждением всего этого. Казалось бы – надо обсуждать и в парламенте. Но нет – у депутатов нет времени или желания.
И так во всём. Случайно – что само по себе уже фарс – поставили за рамки закона Налоговую милицию. Казалось бы – нужно срочно что-то решать, срочно то ли возвращать её в рамки, то ли создавать какой-то нерепрессивный орган ей на замену. Вы заметили публичную дискуссию на эту тему в парламенте? Её просто нет, об этом говорят только в некоторых кабинетах, да и то не рассчитывая решить проблему в короткие сроки.
Ещё одна громкая тема – янтарь. Весь прошлый год прошёл в обсуждении янтарных войн, и этот год стартовал с очередного янтарного конфликта со стрельбой в Ровенской области. Казалось бы – нужно как-то решать и эту проблему, создавать какие-то легальные рамки для тех, кто хочет добывать янтарь. Кто этим занимается? Да буквально несколько депутатов, которые давно ведут эту тему.
То же самое с игорным бизнесом – все говорят, что нужно его наконец-то легализовать, и никто не делает реальных шагов в этом направлении. Ещё один пример – Закон Савченко, который в прошлом году не ругали разве что представители «Батькивщины» и сама Савченко. И что, депутаты внесли в него поправки, чтобы люди, совершившие тяжкие преступления, не оказывались на свободе досрочно? Конечно, нет.
Точно так же не занялись толком и более масштабными темами – например, земельной и пенсионной реформами. Налоговую реформу сводят к какой-то перетасовке администрирования уже второй год.
Да и вообще один из забавных итогов прошлого года в украинской политике – то, что никто даже не пытался подводить итоги деятельности парламентской коалиции. При том что официально она вроде как и есть, в её основе вроде как лежит коалиционное соглашение, которое вроде как должно быть детальным планом работы депутатов. Но что же из него выполнили? Что предстоит выполнить уже до конца этой зимы? Что весной? Вопросы повисают в воздухе, хотя при переформатировании коалиции в прошлом году топ-политики обещали максимально детальный план работы парламента с конкретной привязкой к датам.
Впрочем, многочисленной парламентской оппозиции похвастаться тоже особо нечем – в крупных вещах украинская политика ведётся ровно так, как это выгодно президенту, правительству и решалам, как будто никакой оппозиции у нас и вовсе не существует. Вот хоть в чём-то оппозиционеры смогли их в прошлом году существенно ограничить? Нет, и даже госбюджет со связанными законами приняли привычным коррумпированным путём, когда каждый голос имел свою цену.
При этом почти каждому из депутатов вот такого парламента – есть дело буквально до всего за пределами их прямых обязанностей. Вот Надя Савченко в этом главный герой, у неё это получается особенно ярко. Осталась ли хоть какая-нибудь тема во внешней политике Украины, в которую она ещё пока не вмешалась? Хоть какой-то аспект в войне на Донбассе она ещё не отметила своим безапелляционным «как надо»? Как будто у нас тут не война с Россией, а какие-то партийные разборки на Донбассе, в которые нормально вмешиваться любому, – человек окучивает эту тему, совершает какие-то визиты, делает какие-то вещи, которые выбивают почву из-под ног официальных переговорщиков.
Так же другие депутаты окучивают тему МВД и полиции, третьи – тему НАБУ и Антикоррупционной прокуратуры, четвёртые – сражаются с Гонтаревой и Нацбанком так, как будто сами потеряли банк, пятые – поглощены разборками на местном уровне, пытаясь завалить каких-то мэров, шестые – колесят по стране в поисках хоть кого-нибудь, кто мог бы протестовать, седьмые – подменяют собой в МИД. Всё что угодно, только не работа в зале парламента. И это вдобавок к привычному лоббизму, которым депутаты занимаются так самоотверженно, как будто вот именно ради этого и придумали Верховную Раду.
И тут ещё в Вашингтоне меняется президент! Ну как же наши депутаты могут пропустить такое историческое событие? Никак не могут. Собираются на инаугурацию, на Молитвенный завтрак. Пусть и не светят им там серьёзные переговоры, пусть и не будет у них там хоть сколько-нибудь важных встреч, пусть это всего лишь возможность постоять в многотысячной толпе или посетить несколько мероприятий для сотен, если не тысяч людей, на которых не то что к Трампу, но даже к его советникам нормального доступа не будет, – всё равно депутаты рвутся в Вашингтон.
Западные друзья Украины неоднократно подчёркивали: коррупция представляет собой угрозу для нашей страны не меньшую, чем агрессия России. Второй месседж, который можно услышать чуть ли не от всех партнёров нашей страны: успех реформ в Украине ударит по Путину сильнее, чем любые западные санкции. При этом украинские законодатели вместо того, чтобы решать эти задачи, – а их решение напрямую зависит от того, насколько эффективно парламент регулирует общественные отношения, – ведут себя так, как будто участвуют в каком-то конкурсе по сбору проукраинских деклараций на Западе и коллекционируют фотографии на фоне или вместе с сильными мира сего. Отдельные личности ещё и упражняются в том, чтобы сделать самое громкое заявление в истории украинского парламентаризма.
Да, очень приятно, когда поддержку Украине выражают на главных языках – английском, немецком, французском. Можно добавить ещё в копилку заявления китайцев, представителей каких-нибудь арабских стран, Индии. Почему нет? Слов и резолюций много не бывает. Не менее приятно, наверное, когда СМИ завалены цитатами «себя любимых». Но всё-таки хотелось бы, чтобы люди, получившие от избирателей, так сказать, базовую власть, – возможность создавать законы, – уделяли этому больше внимания. Это важно и для самих депутатов – у этой публики есть возможность быть вип-персонами только здесь, и если у Украины не получится, то не получится и у каждого из депутатов тоже. Даже у самых цитируемых.