ГоловнаБлогиБлог Бориса Малишева

Усиление власти Президента в регионах: анализ проекта Конституции

По сегодняшней Конституции Украины государственная власть на местах принадлежит местным государственным администрациям. В то же время значительный объем полномочий по управлению местными делами передано органам местного самоуправления - сельским, селищным, городским, районным, областным советам и их исполнительным органам.

Фото: Макс Левин

Согласно действующей Конституции руководители местных государственных администраций назначаются и увольняются Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

Также действует норма, предусматривающая, что если две трети депутатов областного или районного совета выразили недоверие председателю районной или областной государственной администрации, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации. Решения государственных администраций в случае их противоречию иным нормативно-правовым актам могут быть отменены Президентом.

Президент в недавно предложенном Парламенту варианте изменений в Конституцию инициирует замену местных государственных администраций институтом представителей Президента в регионах и районах. Представители Президента назначаются и увольняются исключительно самим Президентом. Он вправе отменять их незаконные решения. Таким образом, Кабинет Министров и местные советы лишаются каких-либо рычагов влияния на государственную политику на местах.

Основной функцией представителей Президента становится контроль за деятельностью местных советов. Представитель Президента в случае выявления неконституционности решения местного совета обращается к Президенту, а тот останавливает действие такого акта с одновременным обращением в Конституционный Суд. В случае несоответствия акта местного совета закону, представитель вправе сам остановить действие акта и обратиться в административный суд.

В этом аспекте представители Президента в регионах будут исполнять своего рода функцию общего надзора за органами местного самоуправления и территориальными подразделениями центральных органов исполнительной власти, которую этим же проектом изменений в Конституцию предлагается изъять из компетенции прокуратуры.

Когда заявляется о том, что подготовленные изменения в Конституцию являются «противоядием» от феодализма на территории Украины, вероятно имеется в виду положение проекта, суть которого сводится к следующему. Установление выводом Конституционного Суда нарушения решением Верховной Рады Автономной Республики Крым или органа самоуправления является основанием для досрочного прекращения Президентом Украины полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым или органа самоуправления.

Из представленного короткого анализа предложенной П. Порошенко трансформации местных государственных администраций можно сделать следующие выводы.

1. Президент предлагает идти путем централизации государственной власти на местах, изолировав Кабинет Министров и местные советы от участия в процедурах назначения и увольнения руководителей местной государственной власти. Местные общины также не будут иметь никаких конституционных инструментов влияния на представителей Президента в регионах. Иными словами, следует констатировать полное отсутствие политической ответственности представителя Президента перед жителями того или иного региона.

2. На фоне предусмотренной изменениями в Конституцию возможности последующего законодательного расширения объема полномочий местных советов, их решения могут быть в любой момент остановлены соответствующим представителем Президента или самим Президентом в случае возникновения подозрения в их незаконности или неконституционности. Для приостановления действия решений местных советов не требуется решения суда.

3. С одной стороны, институт представителей Президента действительно способен достаточно оперативно предотвращать возможное политическое и юридическое участие местных советов в различных процессах, имеющих целью поставить под сомнение целостность территории Украины, ее суверенитет, или спекулирование на культурной и этнической проблематике.

С другой стороны, под прикрытием борьбы с возможными сепаратистскими и антигосударственными проявлениями, представители Президента в регионах и районах получат инструменты для того, чтобы подчинять своей воле местные советы. В этом смысле изменения в Конституцию уменьшают как самостоятельность органов местного самоуправления в решении локальных вопросов в рамках той или иной территориальной общины, так и влияние председателей местных советов, которые одновременно возглавляют соответствующие исполкомы.

4. Таким образом предложенный изменениями в Конституцию порядок назначения, увольнения представителей Президента, а также объем их полномочий в сфере контроля за деятельностью местных советов, представляет собой определенную угрозу для демократии и децентрализации власти, то есть базовых европейских ценностей, которые воплощает в себе местное самоуправление.

Борис Малишев Борис Малишев , експерт з публічного права і прав людини, доктор юридичних наук, професор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram