Школьные программы становятся все обширнее, и даже с учетом увеличения количества часов для 12-летней школы (сейчас дети, которые учатся по программе для 12-летки, уже в восьмом классе) невозможно вложить детям в головы все, что хочет Министерство образования. В недрах сайта министерства «Левому берегу» удалось найти рекомендации, как ужать учебный материал для 11-го класса по разным предметам.
Например, в курсе украинской литературе советуют изучать обзорно творчество тех писателей, произведения которых не внесены в программу независимого внешнего тестирования. А именно Ивана Кочерги, Олеся Гончара, Юрия Мушкетика, Бориса Олийныка. Еще меньше повезло Алексею Коломийцу, Максиму Рыльскому и поэтам нью-йоркской группы – их вынесут на самостоятельное изучение. Все помнят свои школьные годы, и как часто руки доходили до «внеклассного чтения»…
В курсе всемирной литературы 11-классники теряют Томаса Элиота, Гарсиа Лорку, Александра Солженицына, Александра Твардовского. При синхронном изучении истории Украины и всемирной истории учителям предлагается уплотнить темы «Вторая мировая война», «Украина во время Второй мировой и Великой отечественной войн», «Украина в условиях десталинизации», «Украина во время обострения кризиса мировой системы», «Советский Союз и постсоветские страны».
В складках уплотнения «сгинут» световой поток, оптические предметы, солнечные и лунные затмения, кометы, астероиды и метеориты (очевидно, эту тему школьники будут дорабатывать по материалам газет), двойные звезды, Непал, Океания, латиноамериканские и африканские страны будут подаваться в виде общей характеристики. Пострадала даже «Международная интеграция» из курса экономики, хотя ее дети должны рассматривать детально еще на уроках географии.
В министерстве факт сокращения тем отрицают. «Материала все больше, нагрузка на детей огромная, - ответила «Левому берегу» департамента среднего и дошкольного образования Лидия Ващенко. – Было бы хорошо, если бы какие-то темы сократили, но ничего не сокращают». Что же касается документа, выдержки из которого приведены выше, то цель его – успеть подготовить школьников к внешнему тестированию. Тесты начинаются уже после майских праздников, и министерство, которое в прошлом году упрекали в том, что дети не успели доучиться, решило в этом году подготовить их раньше при помощи сжатия программы.
Почему «сжали» именно Бориса Олийныка? «Ну а кого нужно было вместо Олийныка, вы скажете? - спрашивает Лидия Ващенко. – Нужно было кого-то выбрать».
Что же касается остальных классов, то учителя и правда жалуются на слишком обширные программы. «История Украины очень перегружена, - рассказывает преподаватель запорожского коллегиума «Элиот» Надежда Космина. – Мы вкладываем детям в головы множество фактов, которые можно было бы упустить, потому что они не столь важны».
Понятно, что основная часть новых тем появилась в программах в 90-ых, это логично. «По сравнению со старыми программами, очень активно учим деятельность ОУН-УПА, Cтепана Бандеру, Романа Шухевича, Андрея Мельника, - рассказывает Надежда Космина. – В советских учебниках упоминался только Бандера, и тот с плохой стороны. Казачеству намного больше внимания, Пилипа Орлыка с первой Конституцией начали изучать. Фактически, новое все, что сейчас учится в 8-ом классе».
Все время добавляются новые темы в школьный курс литературы. В курсе украинской литературы появилась поэзия Юрия Андруховича, Александра Ирванца, Виктора Неборака, Сергея Жадана, «Сказка про калиновую сопилку» Оксаны Забужко.
В программе всемирной литературы для 11-того класса «Левый берег» нашел даже такие сомнительные произведения, как «Чайка Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха и «Алхимик» Пауло Коэльо. Правда, они вынесены на внеклассное чтение. Как, к сожалению, и много других гораздо более полезных для общего развития книг, вроде «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера.
Также во внеклассном чтении для выпускников значатся Милан Кундера и Милорад Павич. А в классе два урока изучается «Парфюмер» Патрика Зюскинда (на выбор - «Имя розы» Умебрто Эко или «Последний мир» Рансмайра). В университетах на парах по всемирной литературе с таким средним образованием можно бездельничать. Целых пять часов школьники терзают «Чуму» Альберта Камю…
Исчезло из школьной программы «Собачье сердце» Булгакова, зато 5 часов отводится на не такое уж легкое для 11-классников произведение «Мастер и Маргарита». В 10-м классе аж один час достался драматургии Антона Чехова. «Конечно, российской литературе сейчас уделяется гораздо меньше внимания, чем раньше, - рассказывает преподаватель киевского лицея «Гранд», классный руководитель Богдан Петрук. – В 5-ом классе два часа на сказки Пушкина, и пять часов – на японскую поэзию, которую дети просто не понимают».
Впрочем, Федор Достоевский и Лев Толстой не сдают позиций – 7 часов на «Преступление и наказание», 5 часов на «Войну и мир».
Конечно, внеклассным чтением своих детей должны заниматься родители. Им лучше знать, к какому произведению ребенок уже готов, а к какому нет. Но далеко не все родители находят время и силы усадить ребенка за книгу. Зато они очень беспокоятся, не изменит ли внешнее тестирование отношение детей к учебе на еще более легкомысленное. Мол, основные моменты вызубрил – и для правильного ответа на тесты хватит.
"К сожалению, дети всегда предпочитали зубрить, а не вникать в суть предмета", - жалуется Надежда Космина.
Так что тут новая вступительная система ничего не изменила. Хотя для того, чтобы правильно отвечать на вопросы внешнего тестирования, безусловно, нужно не только знание, но и понимание.
***
В2004 году Министерство образования России выпустило проект «Стандартов общего образования», в котором отсутствовали следующие темы:
- в обществоведении и истории - инфляция, многопартийность, гарантии прав и свобод, Конфуций и Будда, Цицерон и Цезарь, Жанна д’Арк и Робин Гуд, Людовик XIV, Лютер, Бисмарк, правовой статус человека в демократическом правовом государстве, разделение властей, Государственная Дума, суверенитет.
- в физике, биологии, химии, географии - строение атомов, устройство глаза человека, клеточное строение организмов, рефлексы, происхождение жизни на Земле, теории Коперника, Галилея и Джордано Бруно, натрий, кальций, углерод и азот (их роль в обмене веществ).
- в математике - синусы углов в 30°, 45°, 60°; построение биссектрисы угла, деление отрезка на равные части, измерение величины угла, понятие длины отрезка, площадь сектора, превращение простых дробей в десятичные.