Еще несколько лет назад, в херсонской области, в разделе «экспорт» или внешнеторговой деятельности, вывоз лома чёрных и цветных металлов твёрдо держался на третьей позиции. Сейчас ситуация сильно изменилась. Что обычно шло через наши порты? Металлолом, песок, лес. Что идёт сейчас? Всё то же самое, только конкретно уже в гораздо меньшем количестве. Почему? Да потому, что без пополнения всё когда-нибудь кончается.
Все фермы, все заводы, все гиганты индустрии, все корабли, все опоры электропередач, все провода уже срезаны и вывезены. Было время, когда на высоковольтных линиях электропередач в херсонской области при попытке украсть провода каждую неделю погибал человек. За ночь могли полностью разрезать и увезти 32-метровую опору. Десятки эшелонов с оборудованием под видом металлолома уходили с ХБК, Херсонского комбайнового. Повторюсь, это говорю не я. Это на митингах и пресс-конференциях постоянно заявляют рабочие этих заводов.
Теперь вывозить уже почти нечего. Воровство труб и запорной арматуры системы орошения привело к тому, что из категории орошаемых земель области было выведено и переведено в разряд богарных, суходольных 150 тысяч гектаров. Сейчас количество проходящего через порты металлолома резко снизилось. И даже морской порт сегодня загружен едва ли на 30 %. Это чтобы вы все понимали, в какой трудной ситуации сейчас находятся чиновники и депутаты.
Конечно, вовсю идёт распродажа земли, принадлежащей городской громаде. Но этого мало. Тогда, не долго думая, руководство херсонской мэрии нашло гениальный выход. И одновременно на нескольких улицах, в районе центрального рынка и пригородного автовокзала, гранитные бордюры вдруг оказались вырванными с корнем.
Часть так и валяется возле дорог. Часть сложена почему-то возле ТРЦ «Суворовский», часть – во дворах коммунальных предприятий. Работа идёт вовсю, стахановскими темпами, и не останавливается ни на минуту.
По неподтвержденным сведениям, они продаются от 800 до 3 000 тысяч гривен каждая. Либо на «крутые» дачи для ландшафтного дизайна, либо их распиливают на плашки и пускают для изготовления памятников. Но это далеко не первый случай подобного «новаторства» от руководства херсонской мэрии. Так, подобная же история постигла итальянский розовый мрамор, привезенный кораблями из Генуи, где каждая конкретно брусчатка - с клеймом мастера.
В виде прекрасной мостовой с неповторимым узором они были уложены на пешеходной улице Суворовской. Затем, под видом реконструкции, их оттуда вырвали с корнем. Подержали какое-то время на складе КП «Дорожник», а потом все они исчезли в неизвестном направлении. Такая же судьба постигла и вырванные прежде с Ушакова гранитные бордюры. Несколько тысяч штук.
Точно так же они полежали на складах коммунальных предприятий, а затем точно так же исчезли с концами. Как поётся в известной песне «В тумане скрылась милая Одесса». История эта, опубликованная автором в СМИ, наделала много шума. Но какова же была реакция? В жизни не догадаетесь. Один из руководителей городских коммунальных предприятий выступил в тиражной газете с объяснением этого факта.
Заявил он буквально следующее: на самом деле их никто не собирается продавать. Их очистят от земли, вымоют и... вставят обратно. Это примерно как вырвать зубы, а потом повтыкать их на прежнее место.
Но почему-то до сих пор ни брусчатку розового итальянского мрамора, ни гранитные бордюры с проспекта Ушакова и прилегающих улиц на прежнее место не воткнули. И называются конкретные адреса, где они благополучно украшают интерьеры.
Правда, шутить нашим «очильныкам» не привыкать. Недавно, тогда еще мэр Херсона, Владимир Сальдо заявил, нисколько не стесняясь: порывы теплотрасс и внутридомовых сетей при начале отопительного сезона случаются из-за того, что… при нагревании вода расширяется. Интересно, они настольно ничего не помнят из курса физики? Либо им глубоко начхать на то, что мы о них подумаем?
К сожалению, скорее всего и то, и другое. Интересно одно – почему так же начхать на всё это правоохранительным органам? А может, не начхать?