О фильме
Хорошие истории на дороге не валяются. Если удаётся найти что-то необычное, нужно сразу хватать её и делать. О Казымском восстании я узнал случайно лет 10 тому назад. Ею поделился со мной старый хант в Ханты-Мансийске. Мы сидели в чуме, ели сырую оленину, а он рассказывал. После этого я начал собирать все имеющиеся сведения. Оказалось, что их очень мало. До сих пор вся информация о восстании была практически закрытой.
Эта история необычная и малоизвестная в России. Сами ханты называют то восстание «большой советской войной». В масштабе того, что сопровождало становление большевистской власти в стране это, конечно, пылинка. Но для этого народа оно имело огромное значение. И они до сих пор о тех событиях говорят неохотно. Не в последнюю очередь из-за того, что их участников так и не реабитировали.
Чёрт из советского чума
Практически у каждого ханта кто-то из родственников имел отношение к Казымскому восстанию. Однако в музее Казыма вообще нет экспозиций, посвящённых тем событиям. Даже о Культбазе там мало что могут рассказать. Поэтому после съёмок я оставил этому музею немало ценных свидетельств. Надеюсь, они станут началом экспозиции, связанных с приходом советской власти на эту землю.
Сеть Культбаз была создана на крайнем севере, когда у советской власти, наконец, дошли до тех регионов руки. В Культбазу входили ветеринарный участок, торговая контора, музей, школа, библиотека, больница, Красная показательная юрта, жилые дома, Красный чум и проч. Всё это должно было нести культуру коренным народам, которая в принципе была совершенно не нужна и чужда местным великим культурам. Кстати, «культ» на языке севера значит «чёрт». Соответственно, «Культбаза» - это «место, где живёт чёрт». Также советская власть возводила красные чумы. Однако в мифологии народов Севера красный чум – это место, где живут мертвецы. Входившие в состав последней делегации представителей советской власти Полина Шнейдер, Николай Нестеров, Пётр Смирнов и другие действительно старались навести свой порядок в Казыме, но оказались вовлечены в столкновение двух разных миров – советского авангарда и шаманской культуры.
Гробы Малевича
Почти всё показанное в фильме – правда. Когда я писал сценарий, то изучил биографию художников советского авангарда и позаимствовал из них самые интересные истории и предметы, насытив ими свой фильм. Необычной формы гробы в картине навеяны гробом Казимира Малевича, сделанным им для самого себя. А использованный в фильме макет советского крематория – абсолютно реальный. В его основу лёг макет первого московского крематория, открытого в 1927 году в недостроенной церкви Донского монастыря.
Ханты
Когда я ехал в Казым на съёмки, то подумал, что было бы хорошо найти главную героиню истории. Оказалось, что она жива, но на контакт шла крайне неохотно. Я долго её уговаривал и, в конце концов, она сказала: «Давайте я говорить не буду, а лучше спою». Я думал, что она споёт что-то своё, народное, но она исполнила известную советскую песню. Тогда я понял, что фильм состоялся, что более подходящего финала трудно себе представить. А через месяц после съёмок эта женщина умерла.
Вообще найти для фильма исконные хантыйские лица было нелегко. Чистых ханты осталось очень мало, поскольку они все перемешались – с ненцами, мерянами, чукчами и русскими. Культурой этих народов я заинтересовался после знакомства с Денисом Осокиным. Он профессиональный филолог и писатель. По его книгам я снял фильмы о коми и мари, а теперь затронул и хантыйскую тему. Хотя в этот раз картина снята по совершенно оригинальному сценарию, в которой лишь использованы некоторые мотивы прозы Дениса.
После показа фильма «Овсянки» ко мне в Нью-Йорке подходили местные индейцы и благодарили. «Спасибо, - говорили, - что вы про нас кино снимаете». Точно так же говорили мне и жители Каталонии. Все они восприняли истории моих фильмов как свои собственные. Если относиться к малым народам с уважением, стремиться показывать их культуру, их мир ничего не выхолащивая, каждый найдёт в их истории что-то близкое и интересное для себя.
О планах
У меня уже около пяти готовых сценариев. Сейчас я запустился с картиной по произведению Стругацких. Это будет фантастический фильм. Я стараюсь работать в разных жанрах.
Об Украине
Я сам родом с Полтавской области и для меня события в Украине тяжелы вдвойне. Это как развод между родителями. Мне очень нравится Киев, там жил мой прадед, там поженились мои родители. После окончания Киевского мединститута они попали по распределению в Оренбургскую область. А после моего рождения переехали на родину мамы, на Урал. Но каждое лето я проводил в Украине. Именно там прошло почти всё моё осознанное детство. В Украине у меня по-прежнему много родственников и друзей.
Чтобы не поддаваться той ненависти, которая насаждается на фоне событий в Украине, я бы посоветовал людям, прежде всего, выключить телевизор, как можно больше общаться и больше читать книжек. В моём окружении никакой агрессии в адрес Украины и украинцев нет. Однако многие люди зомбированы, бесконечно смотря какую-то муть по телевизору. Им упорно вдалбливают в глаза и уши беспрерывное враньё. К сожалению, необразованных людей, готовых принимать всё это за чистую монету, хватает.