Место Украины в международной экономике
Самый комплексный показатель, который характеризует экономику страны – номинальный ВВП на душу населения. По данным Всемирного банка, лидируют по этому показателю с 2004 года США, Австрия, Германия, Франция, Великобритания. Украина находится в самом низу списка, существенно отставая от своих соседей Польши, России, Турции и Беларуси. Более того, по прогнозам BMI Research, до 2020 года мы где-то на том же уровне и останемся.
Похожая ситуация наблюдается по приросту прямых иностранных инвестиций в миллиардах долларах – они унизительно крошечные. Даже по фантазийным прогнозам Министерства экономического развития в следующие три года инвестиции будут держаться на уровне в 5 миллиардов. Давайте сравним 5 миллиардов инвестиций с чем-то существенным. Например, это всего полтора моста между островами в Шанхае. Или – в два с половиной раза больше, чем ВВП Бутана, страны с самой малой экономикой мира. Так на кого мы хотим равняться? Я думаю, что наш ориентир - развитые страны с большими инфраструктурными проектами, которые можно увидеть и пощупать руками. А мы сами себя унижаем, утверждая, что в ближайшие три-пять лет дальше одного с половиной моста не двинемся.
Впрочем, в международных рейтингах Украину оценивают тоже не самым лучшим образом. С 2012 по 2015 годы мы вообще никак не продвинулись в индексе инноваций. Единичные громкие проекты не влияют на показатель страны в целом. Индекс экономической свободы тоже не внушает оптимизма: 162 место из 178. Бизнесмены часто не задумываются над этими данными. Именно они отражают ту предпринимательскую среду, в которой мы существуем.
Перспективы для украинского бизнеса
Единственный международный рейтинг, в котором мы существенно продвинулись (с 149 на 83 место) – индекс легкости ведения бизнеса. Об этом у нас рапортует правительство и президент, подтверждают информацию и иностранные консалтинговые компании. И это при том, что мы только начали говорить о коренных изменениях. Из известных мне 17-ти реформ, которые были продекларированы в постмайданный период, реализовано более чем на 70% всего восемь.
Как показывает делфи-анализ главных драйверов экономики Украины на 2020-30 годы, у нас также немало отраслей, куда можно вкладывать средства. При этом туризм, о котором мы всегда говорим как о перспективной сфере, обладает самым низким потенциалом. А лидируют – аграрный сектор, который является драйвером и локомотивом всей экономики, а также военно-промышленный комплекс. Между туризмом и АПК с достаточно уверенными показателями реализации расположились нанотехнологии, новая энергетика, информационно-телекоммуникационные технологии. Любая из них с вероятностью больше чем 50% при грамотном подходе управления даст результат.
Экономический эгоизм
В украинском бизнесе я склонен придерживаться смысловой категории “экономический эгоизм”. Она состоит том, чтобы откинуть такие качества как скромность и чувство собственной второсортности и смело признать: мы не хуже, чем иностранные компании. Не нужно слушать иностранцев, когда они говорят о том, что мы недоразвитые, мы ничего не умеем, у нас не то оборудование, у нас нет денег и так далее. Нужно кооперироваться и защищать свои интересы.
Как только появляется критическая масса готовых к этой борьбе местных производителей, иностранцы покупают профессиональные ассоциации и начинают давить пиаром. Местные не успокаиваются и продолжают биться дальше. Они говорят крупным иностранным игрокам буквально следующее: "Ребята, возьмите свое законодательство, переведите его слово в слово, и мы его здесь примем. Мы готовы конкурировать на ваших условиях". Но это мало кого устраивает, потому что Украина в глазах Запада – это слишком большое потребительское общество, не готовое к регуляциям, зависимое от иностранных заимствований. И нас принуждают “молчать деньгами”, т.е. иностранцы ставят условие: если вы хотите финансовых вливаний, то игра будет идти по нашим правилам.
Тут и должен включаться экономический эгоизм – активное позиционирование себя в мире как страны производства, а не потребления. Чем глубже степень переработки на нашей территории, тем больше будет этапов формирования добавленной стоимости, тем более сильным мировым конкурентом мы станем.
Учитывая те показатели, о которых речь шла в начале, я абсолютно убежден, что экономический эгоизм является большим шансом не только для бизнеса, но и для целой страны. Нужно любить свою страну и пытаться делать что-то. Но при одном условии: сначала доминируем мы, здесь живущие, а потом все остальные. Таковы правила игры.