Что я имею в виду, когда говорю о жонглировании словом «инвестиции»? Например, раздувание значимости таких информационных сообщений, как подтверждение долгосрочного рейтинга дефолта эмитента (РДЭ) Украины в иностранной и национальной валютах на уровне CCC, которое совсем недавно международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило. А одновременно с этим в информационном пространстве фигурируют сообщения о стремительно растущем интересе немецких инвесторов. Чему верить в такой ситуации: «точным» прогнозам именитых агентств, уже проявивших себя в период ипотечного кризиса 2007 года, или обещаниям и намерениям европейских партнеров? Мой ответ: верить только фактам.
За последнее время в Украине произошло несколько значимых событий. Одно из них – недавнее открытие завода по производству чая Lipton от компании Unilever. Эта международная корпорация представлена в стране уже несколько десятилетий, и создание собственной производственной площадки – логичный шаг в укреплении позиций на рынке. Инвестиции в проект составили €8 млн. Другой пример – Бунге Украина. Национальное представительство международного сельскохозяйственного и продовольственного гиганта постепенно развивает инфраструктуру Николаевского порта, обеспечивающего конкурентное преимущество при транспортировке продукции. В середине июня компания открыла современный производственно-перегрузочный комплекс, который включает завод по производству масла и масляный терминал. Объем инвестиций в проект составил $180 млн. За месяц до этого там же открылся еще один терминал для зерновых и масличных культур. $75 млн в него инвестировала китайская Cofco. Все примеры – доказательство того, что системные игроки продолжают работать с Украиной. Но здесь важно понимать, что это инструмент для развития бизнеса, а деньги в национальную экономику попадают не в виде одного подарка, обернутого лентой, а постепенно, поэтому не стоит воспринимать их как дарование небес.
Для меня инвестиции в страну – часть стратегии экономического патриотизма. Выход иностранных компаний на украинский рынок и открытие здесь их представительств я приветствую не так сильно. Да, это может быть выгодным в какой-то момент, но в долгосрочной перспективе делает нас куда более импортозависимыми. Инвестиции в создание производственных площадок приоритетнее для интересов страны. И дело даже не в крупных суммах сделок, а в создании рабочих мест и перспектив развития отраслей. Здесь важно понимать, что идея экономического патриотизма для меня не равна простой и глупой мысли закрыться от всего мира и поддерживать отечественных производителей. Экономический патриотизм – это активное позиционирование себя в мире как страны производства, а не потребления. Чем глубже степень переработки на нашей территории, тем больше будет этапов формирования добавленной стоимости, тем более сильным мировым конкурентом мы станем. И если это западные компании и деньги, то тоже хорошо. База в любом случае формируется здесь, а значит, специалисты тоже растут и развиваются в Украине.
Инвестиции – это не цель гонки, а средство для развития. Экономика растет не в момент захода денежных средств, а когда они начинают работать и приносить прибыль, а значит, и налоги. Самое главное для нас сейчас – развивать производства на территории страны, чтобы быть первыми у себя дома, иначе мы реально превратимся в вечного импортера, что просто раздавит все попытки на обновление.