Признавая, что культурно-патриотические мероприятия необходимы, давайте задумаемся, является ли это приоритетом №1 или куда важнее уделить пристальное внимание абсолютно всем аспектам жизни ветеранов и членов их семей, а именно – обеспечению лечением, жильем, психологической помощью, разовыми и регулярными выплатами компенсаций за полученные увечья и так далее.
Я убежден в том, что ветераны – носители высших ценностей страны, таких как преданность и патриотизм, а потому мы обязаны в условиях продолжающейся войны начать, наконец, комплексное решение всех проблем, которые возникают и еще, к сожалению, будут возникать у ветеранов.
В настоящее время этими вопросами заняты около двух десятков министерств и ведомств. Не нужно быть экспертом в области государственного менеджмента, чтобы понять простую вещь: множество ответственных приводит к полной безответственности. А если еще проще, то только представьте, в какое количество дверей должен постучать ветеран, чтобы получить все причитающиеся ему услуги и выплаты, документы и прочее.
Парадокс состоит и в том, что государство ежегодно выделяет на нужды ветеранов миллиарды гривен. При этом часть из них расходуется неэффективно и непрозрачно, а другая часть, как, например, предназначенная на протезирование, возвращается в бюджет, потому что кто-то не смог ими воспользоваться.
В нескольких странах мира эти проблемы давно решены путем создания единого министерства по делам ветеранов. Такие ведомства успешно работают в США, Канаде, Австралии, Южной Корее и Хорватии. Философия этих ведомств состоит в том, чтобы в одном месте предоставить ветерану и членам его семьи всю необходимую помощь.
Американское министерство насчитывает около 330 тысяч сотрудников по всем штатам. Такая численность объясняется тем, что ветеранов в США около 25 миллионов.
Ведомство берет свое начало аж с 1917 года, когда Конгресс ввел систему льгот для ветеранов. В 1930 году оно получило статус госадминистрации, а в 1989 году – федерального министерства, в задачи которого входят регистрация и учет ветеранов, выделение льгот, медицинское обслуживание и похороны.
К льготам американским ветеранам относятся льготы по покупке жилья, медицинской страховки, получение образования и психологической реабилитации, компенсации и пенсии. Под управлением этого министерства находятся 153 госпиталя и 895 поликлиник.
А теперь самое интересное – сколько США тратят на ветеранов ежегодно? 182 млрд долларов, что составляет 4,4% федерального бюджета или 0,9% ВВП США. Из этих денег 38% расходуются на медицину и 57% на выплату льгот.
По официальным данным, в Украине около 570 тысяч ветеранов войны и участников боевых действий, 116 тысяч инвалидов войны и 181 тысяча членов семей погибших ветеранов. То есть общая численность всех, кого затронула война напрямую, приближается к миллиону человек.
В Украине в 2014 году создана Госслужба по делам ветеранов и участников АТО. Но она не справилась с возложенными на нее функциями, поскольку даже при наличии денег, выделяемых из бюджета, ветераны некачественно и не в полной мере обеспечены всем необходимым. И даже по названию этой службы видно, что мы по какой-то причине не в полной мере заботимся о членах семей ветеранов, в том числе, отдавших свои жизни за страну.
Между тем, все перечисленные выше зарубежные страны, которые имеют министерства по делам ветеранов, занимаются и обеспечением членов их семей и даже партнеров. У нас это отдано на откуп Минсоцполитики, другие вопросы – другим ведомствам.
Таким образом, мы разбросали ответственность за ветеранов на всех, а значит – ни на кого. При этом пока не идет речь о том, что в Украине недостаточно денег для решения проблем ветеранов. Наоборот, деньги есть. Вот некоторые расходы Госбюджета:
- медицинское лечение, реабилитация и санаторное обеспечение личного состава Вооруженных Сил Украины, ветеранов военной службы и членов их семей, ветеранов войны – около 1 млрд грн.
- ежегодная разовая денежная помощь ветеранам войны и жертвам нацистских преследований, социальная помощь лицам, которые имеют особые трудовые заслуги перед страной – более 1 млрд грн.
- санаторно-курортное лечение ветеранов войны, лиц, на которых распространяется действие законов Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", "О жертвах нацистских преследований" и инвалидов – свыше 127 млн грн.
- финансовая поддержка общественных объединений инвалидов и ветеранов, мероприятия с посещением воинских захоронений и воинских памятников, Дню памяти и примирения, День Победы над нацизмом во Второй мировой войне – около 81 млн грн.
- Государственная служба Украины по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции – более 127 млн грн.
- руководство и управление в сфере социальной защиты ветеранов войны и участников антитеррористической операции - 20 млн грн.
- мероприятия по психологической реабилитации, социальной и профессиональной адаптации участников антитеррористической операции и обеспечение пострадавших участников антитеррористической операции санаторно-курортным лечением – свыше 107 млн грн.
- субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на выплату денежной компенсации для получения жилых помещений для семей погибших и лиц, утративших функциональные возможности нижних конечностей, инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболеваний, полученных при непосредственном участии в антитеррористической операции, и нуждающихся в улучшении жилищных условий – около 330 млн грн.
Суммарно из Госбюджета на ветеранов предусмотрено более 3 млрд грн. Даже если округлить количество украинских ветеранов и членов их семей до одного миллиона человек, на каждого из них должно приходиться всего чуть более 3000 гривен. Если бы расходы Украины были бы пропорциональны расходам США (по отношению к общему бюджету и ВВП), то для достижения такого же уровня поддержки ветеранов нам понадобилось бы 35,2 млрд грн, то есть в 10 раз больше, чем сейчас.
И это еще одна задача – использовать эти деньги максимально эффективно и отказаться от явно лишних трат. Ненормально, когда мероприятия ко Дню победы стоят почти столько же, сколько и психологическая реабилитация участников АТО. И в нынешних условиях, видимо, некорректно ставить в один ряд ветеранов АТО и ветеранов труда (один из пережитков советской эпохи).
Безусловно, у некоторых вызовет опасение, что мы плодим одно ведомство за другим, тогда как они не оправдывают наших надежд. В случае с Министерством по делам ветеранов необходимо изначально решить, что оно будет ни чем иным, как сервисной службой, обратившись в которую, ветеран получит все необходимое и ему не придется обходить множество кабинетов.
Сотрудники этого министерства будут заведомо запрограммированы не на поиск причин, почему ветерану сложно найти жилье, а добиться, чтобы жилье было найдено и куплено, чтобы ветеран получил всю необходимую медицинскую и другую помощь, чтобы его семья не думала о пропитании. Кроме того, это министерство, будучи единственным органом власти, ответственным за ветеранов, будет централизованно лоббировать принятие необходимых решений через правительство и парламент.
Руководство министерства должно быть отобрано на прозрачном конкурсе при участии и контроле ветеранских общественных организаций. И дальнейшая деятельность ведомства также должна быть прозрачной.
Это не очередная кормушка для чиновников, а инструмент, помогающий ветеранам и членам их семей жить достойно и хранить важные для нас ценности – патриотизм и полную самоотдачу своей стране.