В этом году в конкурсе принимали участие 18 фильмов, которые оценивались международным жюри во главе с британским режиссером Майком Ли. На Берлинале поехала и украинская делегация - как на Европейский кинорынок, представлять достижения украинской киноиндустрии, так и в качестве отборщиков на главные отечественные кинофестивали - “Молодость” и ОМКФ.
Главный приз - “Золотой медведь” - получил фильм итальянских режиссеров братьев Тавиани “Цезарь должен умереть”. Это документальная картина о том, как заключенные в римской тюрьме ставили пьесу Шекспира “Юлий Цезарь”. Несмотря на то, что практически каждый из осужденных - опасный преступник-рецидивист, все они рано или поздно поддаются силе искусства и в каком-то смысле перерождаются, найдя параллели между их собственными судьбами и судьбами персонажей, которых они воплотили на сцене.
Победа “Цезаря” на Берлинском фестивале вполне укладывается в тенденции, которые сложились в современном кино. Акцент на документальном кино, возврат к старомодному черно-белому формату, возможно, станет тем глотком свежего воздуха, в котором так нуждаются крупнейшие мировые киносмотры. Все уже давно говорят о кризисе в европейских кинофестивалях класса “А”, жаждут попереносить их все в интернет и дать им таким образом вторую жизнь. Между тем, пока киноведы совещаются в газетных колонках и комментариях под ними, кино решило само провести себе реанимацию, не дожидаясь вебдванолизации и прочих инвазивных реформ.
Ко всему прочему, “Цезарь” стал фаворитом у критиков и жюри еще с самого начала фестиваля - он был показан в один из первых дней. Так что, вручив ему главный приз, жюри в какой-то мере спасло Берлинале от традиционных разглагольствований на тему его политической ангажированности и излишней политкорректности. Возможно, следует ожидать, что его привезут уже на Одесский кинофестиваль - тамошние отборщики очень внимательно относятся к тому, чтобы показать своим зрителям обладателей самых важных наград на мировых фестивалях. А учитывая их внимательность к итальянскому кино, надежда увидеть “Цезарь должен умереть” в июле и и вовсе начинает крепнуть с каждой секундой.
Вторым фаворитом международного жюри и, заодно, кандидатом на попадание в лайн-ап ОМКФ, судя по отчетам с фестивалей, стал фильм “Табу” Мигеля Гомеша, в котором рассказывается история любви, которую вспоминает умирающая женщина. Он тоже черно-белый, а мелодраматическая линия прямо-таки провоцирует всех на сравнение его с “Артистом”. Но, судя по всему, “Табу” - все-таки немного более острое кино, без заигрываний с публикой, немного томное и, в силу того, с каким восторгом о нем отзываются ярые синефилы, немного скучноватое. Гомеш, правда, ничего большего, кроме приза за “новаторство в кинематографе”, из рук жюри не получил, чем был, по свидетельству очевидцев, очень опечален. Зато жюри Международной ассоциации Кинопрессы (FIPRESCI) пожаловало португальцу свою награду.
Гран-при жюри, “Серебряного медведя” за лучший фильм, получила картина “Просто ветер” венгерского режиссера Бенса Флегауфа. Это довольно минималистичный фильм о последнем дне жизни цыганской семьи, затрагивающий проблемы ксенофобии и убийств на национальной почве. Кроме того, что это - действительно одна из фирменных тем Берлинале, критики пишут, что “Просто ветер” не спекулирует данной темой, а представляет собой качественно выстроенное повествование, с саспенсом, хорошими сценарием и режиссурой.
Программа Берлинского кинофестиваля весьма и весьма политизирована и служит зеркалом определенных социальных трансформаций
— Программный директор фестиваля Молодость, Денис Никитенко
В прошлом году гран-при на Берлинале также получил фильм венгерского режиссера. “Туринская лошадь” Белы Тарра стала фильмом, которым он завершил свою режиссерскую карьеру. Картину показывали на прошлой “Молодости” и она очень органично вписалась в тогдашнюю атмосферу предапокалиптической осенней меланхолии - 6 дней сотворения мира в обратном порядке. Возможно, в этом году удастся продолжить эту тенденцию и связка “гран-при Берлинале - венгерский фильм - Молодость” снова войдет в кинопрограммы.
Приз за сценарий получила скандинавская костюмированная драма “Королевская интрига”, снятая сценаристом шведской “Девушки с татуировкой дракона” Николаем Арселем. Исполнитель главной мужской роли в ней - Миккель Фольсгард получил “Серебряного медведя”. Учитывая любовь “Молодости” к скандинавскому кино, возможно, “Королевская интрига” попадет в тематическую внеконкурсную панораму.
“Серебряного медведя” в категории “лучшая женская роль” получила непрофессиональная актриса Рейчел Мванза из фильма “Ведьма войны” (или “Бунтовщица”) - радикальной драмы о жизни повстанцев в Конго. Главной героине - 13 лет, и она уже год как держит в руках оружие и принимает участие в боевых действиях. Ко всему прочему, местные мальчишки-повстанцы решили, что она - “ведьма войны” и особый род отношений с ней принесет им удачу в бою. Ей приходится сопротивляться и бунт для нее превращается из восстания глобального в личное.
Судя по синопсису, “Ведьма войны” - довольно тяжелое кино, европейцы любят пощекотать себе нервы подобными темами. До Киева такое кино тоже добирается, взять хотя бы “Черную Венеру” в рамках прошлогодней “Французской весны”. Тот факт, что “Ведьма” - канадское кино, снятое в Конго, добавляет нам шансов увидеть его на большом экране.
И напоследок - еще о двух призерах Берлинале, которые получили награды, скорее, не за остроту тем, а за то, что не были в числе фильмов, благодаря которым конкурс 62-го фестиваля в Берлине можно было бы назвать провальным. Это два фильма-середнячка, каждый из которых затрагивает всегда интересовавшую европейцев тему - существования человека в жесткоких социальных условиях, будь то бедность, или тоталитарный режим.
“Сестра” Урсулы Майер, которая удостоилась специального упоминания жюри, - история о маленьком мальчике, вынужденном воровать, чтобы достать себе средства на пропитание. В “Барбаре” Кристиана Петцольда, получившей приз за режиссуру, главная героиня мечтает убежать из ГДР, где за ней следят агенты Штази, в ФРГ, где ее ждет любимый. Оба фильма, являясь чем-то средним между радикальным социальным кино и кино, снятым с уклоном в телеформат (отечественные фестивали почему-то любят отбирать такое), вполне возможно, подойдут для форматов украинских минифестивалей, которые так любят отечественные кинодистрибьюторы.
Впрочем, это все только субъективные догадки, перемешанные с киноманским желанием посмотреть все, что только может предложить большой и интересный кинофестиваль. Насколько мои прогнозы оправдаются, можно будет узнать из ближайших анонсов наших кинофестивалей и отчета украинской делегации по приезду из Берлина, предоставить который участники обещали еще на предфестивальной пресс-конференции.