Судя по шорт-листам, основная борьба за награды будет происходить между фильмом “Артист” Мишеля Хазанавичуса и тем, не захотят ли обычно довольно консервативные в своих предпочтениях киноакадемики изменить себе и наградить что-нибудь более современное.
Впрочем, глядя на список претендентов на главного золотого болвана в номинации “Лучший фильм года” понимаешь, что черно-белый немой фильм о закате звезды Голливуда на фоне прихода звукового кино - чуть ли не самый современная картина в списке. Идея режиссера Мишеля Хазанавичуса плюнуть на все захваты изображения, технологии 3D и прочие модерновые прибамбасы, и снять душевную стилизацию о вечном, которую можно смотреть в любой стране и на любом континенте, выглядит более чем актуально. В конце концов, если киноакадемики не поняли идею преодоления границ и условностей в прошлогоднем фильме Дэвида Финчера “Социальная сеть”, то, возможно, поймут ее в более доступном изложении.
Совсем недавно казалось, что “Артист” - это “Королевская речь” этого года: универсальная история, бьющая по всем чакрам, радарам и органам чувств. Но, кажется, “Королевская речь”-2012 - это остальные 8 фильмов в номинации за лучший фильм.
- “Боевой конь” Стивена Спилберга - старая добрая драма, основанная, если верить очевиднцам, на 20 первых минутах “Спасения рядового Райана”.
- “Полночь в Париже” Вуди Аллена - мастер-класс по ностальгии, самой благодатной теме всех времен и народов.
- “Хранитель времени” Мартина Скорсезе - не обращайте внимания, что там крутое 3D, на самом деле фильм не об этом.
- “Потомки” Александра Пэйна - драма о вновь обретшем семью заблудшем в экзистенциальных дебрях мужчине, ну как тут не номинировать.
- “Древо жизни” Терренса Малика - вообще как будто бы снималось ради “Оскаров”, жаль только навязчивые рефлексии Малика о Боге и сотворении мира перебили все остальное, за что любят награждать в Киноакадемии.
- “Прислуга” Тейта Тейлора - несовершенный фильм на совершенную для “Оскаров” тему: не знакомые с политкорректностью жители Миссиссипи гнобят чернокожих домработниц, поварих и нянечек.
- “Жутко громко и запредельно близко” Стивена Долдри основан на болезненной, но в то же время такой актуальной для американцев теме, как теракт 11 сентября - главный герой, мальчик отправляется в путь для того, что разгадать загадку, заданную ему отцом, который погиб в тот день в башнях-близнецах.
Единственный фильм, который стоит особняком, - “Человек, который изменил все” Беннета Миллера с Брэдом Питтом в главной роли. Красноречивые пиксели, смена парадигмы между строк и Аарон Соркин в сценаристах - чем не аналог “Социальной сети”? Другими словами, киноакадемики как бы намекают на то, что цайтгайст им не чужд, и что носы свои они по ветру держат, никуда им от этого не деться. Тем не менее, единственная награда, на которую “Человек, который изменил все” реально может претендовать в этой гонке, - это за лучший адаптированный сценарий. Хотя и не факт, что Соркина так сильно любят в Академии, что будут награждать два раза подряд.
Исполнитель главной роли в этом фильме, Брэд Питт, было выдвигался в главные фавориты на “Оскар” за лучшую мужскую роль, но после вручения “Золотых глобусов” стало очевидным, что главными участниками борьбы за эту награду будут Джордж Клуни (“Потомки”) и Жан Дюжарден (“Артист”). У обоих по “глобусу”, у Дюжардена к тому же - “Золотая пальмовая ветвь” за эту роль. Скорее всего, все решит раздача призов от Актерской гильдии, которая состоится 29 января - как правило, члены этой Гильдии и голосуют по актерским номинациям в “Оскарах”.
Гораздо интереснее ситуация в номинации за лучшую женскую роль - тут 4 хорошие актрисы сражаются с вечным фаворитом всех церемоний награждения за последние лет 40 - Мэрил Стрип. Стрип, ко всему прочему, сыграла в этом году не кого-нибудь, а бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Ее главный конкурент в этом году - не Виола Дэвис, сыгравшая в “Прислуге”, а Мишель Уильямс, чудесным и каким-то невероятным образом перевоплотившаяся в Мэрилин Монро в “7 дней и ночей с Мэрилин”. Оба фильма - и про Тэтчер, и про Мэрилин - продюсируются братьями Вайнштейн, главными умельцами по выгрызанию наград для своих фильмов у любых киноакадемий.
Руни Мара из “Девушки с татуировкой дракона”, конечно же, ничего не получит, но эта номинация сделает свое дело, так же, как в прошлом году сделала в случае с номинированием Джесси Айзенберга за роль в “Социальной сети”. Гленн Клоуз с “Оскаром” в этом году - тоже маловероятно, фильм “Таинственный Альберт Ноббс” если чего и получит 26 февраля, так это приз за грим.
В номинации “Лучшая мужская роль второго плана” неожиданно появился Джона Хилл, перекочевавший из молодежых комедий в спортивную драму. Ему, наверное, будет очень интересно поучаствовать в борьбе за награду вместе с крутышками, вроде Ника Нолти, Кристофера Пламмера или Макса фон Сюдова. Золотой дядюшка “Оскар” достанется наверняка Кристоферу Пламмеру за роль отца героя Эвана МакГрегора в драме “Начинающие”, но даже при такой предсказуемости номинация получилась небезыинтересная. Хоть и без Альберта Брукса из “Драйва”, который мог бы составить конкуренцию Пламмеру.
В аналогичной категории, но среди актрис, все не так предсказуемо. Несмотря на то, что главные фавориты здесь - Октавиа Спенсер из “Прислуги” и Мелисса Маккарти из “Девичника в Вегасе” - две харизматичные дамы в приблизительно одних и тех же ролях (обе получили за них “Золотые глобусы”) - статуэтку в этой номинации заслуживает Джессика Честейн. Она в этом году сыграла и в “Прислуге”, и в “Древе жизни”, и в “Укрытии”, и в “Кориолане”, и везде - блестяще.
Впрочем, “прокатывать” хороших актеров с “Оскарами” - привычное для Киноакадемиков дело. К примеру, чем они руководствовались, когда не номинировали ни Райана Гослинга, ни Майкла Фассбендера? Фассбендер сыграл главную роль в новом фильме чуть ли не главного британского режиссера Стива Маккуина “Стыд”, а в случае с Гослингом даже и выбрать можно было - выдвинуть его или за роль в “Драйве”, или за роль в “Мартовских идах” Джорджа Клуни.
Видимо, “Стыд” и “Драйв” начисто выпали из поля зрения бессовестных киноакадемиков, а ведь это одни из самых важных фильмов минувшего года. “Драйв” Николаса Виндинга Рефна номинирован только за звук, но разве это дело? От “Стыда” все критики в свое время были в восторге, понаставив на радостях по 4 звездочки (максимальная оценка в британских кинообзорах), Фассбендеру дали приз за актерскую игру в Венеции, а “Драйв” получил приз за режиссуру в Каннах.
К решениям жюри Каннского, как впрочем, и других, кинофестивалей, Киноакадемия никогда не прислушивается. К оставленным на обочине дороги к золотым болванам “Стыду” и “Драйву” добавлен также фильм “Нам нужно поговорить о Кевине”, главную роль в котором сыграла Тильда Суинтон. После того, как она не получила “пальмовую ветвь” за свою игру в Каннах (ее обошла Кирстен Данст из “Меланхолии” - еще одного оставленного внимания фильма), начались разговоры об “Оскаре”, но, как мы теперь видим, безрезультатные.
Обидно, что так мало номинаций получила “Девушка с татуировкой дракона” Дэвида Финчера. Кроме Руни Мары номинированы только оператор и режиссер монтажа, тогда как авторов саундтрека Трента Резнора и Аттикуса Росса решили не отмечать даже номинацией. Наверное, решили, что с них по одному “Оскара” хватит.
Но есть и приятные моменты. Например, номинация за лучший оригинальный сценарий для фильма “Предел риска” - очень интересной картины о том, как начался всемирный экономический кризис в 2009-м. Еще один пример: три номинации для “Шпион, выйди вон!” Томаса Альфредсона. Кроме блестящего Гэри Олдмана номинировали сценариста (адаптированный сценарий) и композитора Альберто Иглесиаса. Не знаю, как насчет перспектив первых двух в этом году, но саундтрек у Иглесиаса получился действительно выдающимся, киноакадемики могут его отметить.
Отдельного разговора заслуживает номинация “лучший иностранный фильм”, но поскольку тут фигурирует фаворит всех церемоний награждения последних нескольких месяцев иранский фильм “Надер и Симин: развод”, то, наверное, окончательный шорт-лист в этой категории станет последним неприятным сюрпризом. Вопрос, почему Киноакадемия предпочла польский фильм “Укрытые”, канадский “Господин Лазар”, израильский “Примечание” и бельгийский “Быдло” (хотя интересное кино, чего уж там греха таить) фильмам Ларса фон Триера, Белы Тарра и Вима Вендерса, пусть лучше остается без ответа.
В целом, “Оскар”-2012 рискует быть скучным. Если он умудрился стать скучным в прошлом году, при очень сильном лайн-апе, то в нынешнем - с фильмами для бабушек и дедушек (в основном) развернуться будет совсем негде.
Но если вдруг кому-то захочется проверить себя на догадливость, а киноакадемиков - на оригинальность, напоминаем, что вручение “Оскаров” состоится 26 февраля в 4 часа вечера по тихоокеанскому времени. По киевскому, значит, все начнется в 2 часа ночи, а красная дорожка итого раньше.