В 2011-м пальма первенства по количеству прогнозов на получение всех на свете наград, начала кочевать от фильма к фильму еще с лета. Сначала все призы сулили “Началу” Кристофера Нолана, потом - “Социальной сети” Дэвида Финчера, а потом - “Королевской речи” Тома Хупера.
Кроме того, прошлогодний “оскаровский” шорт-лист был не таким пресным, как в этом году - балерина с паранойей, чемпион по боксу в среднем весе сражается со своей чокнутой семейкой, мелодрама, которая больше похожа на рекламу водки, кино про парня, отрезавшего себе руку, которую придавило валуном, фильм про стихийные бедствия на Диком Западе, и даже мультик о диктатуре мягких игрушек в детском саду. В итоге все важные статуэтки, как мы помним, забрала “Королевская речь” (в нашем прокате шла как “Король говорит!”), и хотя, формально, больше всех “Оскаров” забрал все-таки Нолан, но было хотя бы интересно спорить о том, справедливым ли было решение киноакадемиков, или нет.
В этом году интрига, как таковая, сохраняется только на “Золотых глобусах”. Очевидный фаворит нынешних шорт-листов - фильм Мишеля Хазанавичуса “Артист” - выдвигается в качестве лучшей комедии или мюзикла, освобождая, таким образом, место для маневра в драматической номинации.
Посмотрим, что за фильмы номинируются на звание “Лучший драматический фильм года” по версии Голливудской ассоциации зарубежной кинопрессы.
1. “Потомки”, реж. Александр Пэйн, в главной роли - Джордж Клуни (также номинирующийся как лучший актер в драме). История о человеке, который прожил немалую часть своей жизни, забыв о том, что у него есть жена и две дочери. Но с женой приключается несчастный случай, так что герою Клуни приходится взять дочерей под свое крыло. Сюжет незамысловатый, но судя по тому, что после выхода фильма в прокат, все начали прочить “Потомков” в фавориты “оскаровской гонки”, Пэйн с Клуни создали нечто большее, чем простую семейную драму. Фильм, к слову, выходит в украинский прокат 23 февраля.
2. “Прислуга”, реж. Тэйт Тейлор. В ролях - Эмма Стоун, Виола Дэвис, Октавиа Спенсер и Джессика Честейн. Тоже один из бывших фаворитов на получение “Оскара”. Поставлен по одноименной книге Кэтрин Стокетт, описывающей тяжелую жизнь чернокожих домработниц и нянь в 60-х годах в штате Миссиссипи (одном из самых консервативных штатов США). Главная героиня - Скитер (Эмма Стоун) мечтает стать журналисткой, а пока ей приходится работать в маленькой местной газете, отвечая на письма домохозяек, собирает истории от нянь и кухарок, обслуживающих местных богатеев и вынужденных терпеть от них всяческие унижения. Можно подумать, что режиссер Тейлор удачно склонился перед священным чудовищем политкорректности, но в какой-то момент его заносит в другую сторону (защита от расизма внезапно превратилась в комнатный шовинизм) и фильм теряет свою привлекательность для комиссий по присуждению наград. В украинский прокат выходит 16 февраля.
3. “Хранитель времени” Мартина Скорсезе, который идет в кинотеатрах уже с 5 января - первый фильм маститого режиссера в 3D и, вместе с этим, его первый фильм для детей. В нем есть Джуд Лоу и Саша Барон Коэн, цитаты из “Путешествия на Луну” Жоржа Мельеса, и 3D, какому, говорят, позавидовал бы сам Джеймс Кэмерон. Все это хорошо, но есть один вопрос: если бы его снял не Скорсезе, попал бы этот фильм в шорт-лист?
4. “Мартовские иды”, реж. Джордж Клуни. Политический триллер о том, как в политике честные парни с мозгами превращаются в чудовищ, которые могут пренебречь средствами для достижения цели. Роль такого чудовища весьма убедительно сыграл Райан Гослинг, его также номинировали. Клуни в принципе хорошо снимает околополитические фильмы и “Иды” этому не исключение. Жалко, что кроме номинации, они вряд ли что-то получат в этом году. Также выходят в прокат 16 февраля.
5. “Человек, который изменил все”, реж. Беннетт Миллер. В главной роли - Брэд Питт и у него есть все шансы получить за эту роль “Золотой глобус” и составить конкуренцию Жану Дюжардену в борьбе за “Оскары”. Сценаристы - Аарон Соркин и Стивен Зэйлиан - уже известны нам по работе с Дэвидом Финчером (Соркин в прошлом году получил “Оскар” и “глобус” за “Социальную сеть”, Зэйлиан написал сценарий к “Девушке с татуировкой дракона”). В каком-то смысле “Человек, который изменил все” (история о том, как бейсбольный менеджер перестраивал команду на основе данных статистики, а не мнений отборщиков) похож на “Социальную сеть” - не только крупными планами мониторов с пикселями и какими-то непонятными табличками, но и самой идеей о том, что информация иногда побеждает эмоции. Шел в украинском прокате в начале декабря.
6. “Боевой конь”, реж. Стивен Спилберг. Поводом для номинирования этого фильма, скорее всего, является человек, снявший его. При том, что на Rotten Tomatoes у “Боевого коня” 78% процентов положительных рецензий, в целом атмосфера вокруг него не очень хорошая. Другими словами, лучше бы от Спилберга выдвинули “Приключения Тинтина”.
Наш прогноз: “Золотой глобус” за лучший драматический фильм получит фильм “Потомки”, у него уже есть награда от сообщества кинокритиков Лос-Анджелеса.
И, чтобы восстановить баланс сил, пробежимся по номинации “лучшая комедия или мюзикл”:
“50/50”, реж. Джонатан Ливайн. Джозеф Гордон-Левитт играет молодого парня, который не курит, не пьет, а строит отличную карьеру журналиста. Привычное счастье заканчивается, когда парню ставят диагноз, согласно которому он будет очень медленно умирать от рака спинного мозга. Как вы уже наверняка поняли из названия номинации, по которой проходит этот фильм, главный герой не собирается страдать, а будет доказывать, что жизнь может быть прекрасной при любых обстоятельствах.
“Артист”, реж. Мишель Хазанавичус. Об этом фильме мы писали с Одесского кинофестиваля, где его показывали на открытии в Оперном театре. Судя по тому, как часто фильм мелькает в списках номинантов на разных континентах, он рискует стать “Королевской речью” этого года - в меру трогательным фильмом о вечном с легким налетом сахарного сиропа и глазури. Фильм будет показан в конце января и феврале в рамках “Вечеров французского кино”, а затем выйдет в прокат.
“Девичник в Вегасе” (который на самом деле называется “Подружки невесты”), реж. Пол Файг. Кажется, этот фильм так и не вышел в наш прокат, но в любом случае, все его посмотрели. Попытка создать женский аналог “Мальчишника в Вегасе” обернулась успехом среди американских кинокритиков (как ни странно), хотя, в принципе, ничего выдающегося там нет.
“Полночь в Париже”, реж. Вуди Аллен. Этот фильм тоже шел у нас в ограниченном прокате, и, несмотря на то, что все симптомы старения культового режиссера - налицо, “Полночь” берет совсем другим. Главный эффект после просмотра - примирение и со временем, в котором мы живем, и с самим собой, и вообще с миром вокруг нас.
“Моя неделя с Мэрилин”, реж. Саймон Кертис (в нашем прокате, как и в российском - “7 дней и ночей с Мэрилин”, выходит 8 марта). Мишель Уильямс играет Мэрилин Монро, а фильм охватывает тот период жизни голливудской кинодивы, когда она приезжает на неделю в Великобританию, на съемки фильма с Лоуренсом Оливье. В нее влюбляется ассистент режиссера, который потом опишет свои чувства к актрисе в книге, ставшей основой для этой картины.
Прогноз: “Артист” Мишеля Хазанавичуса.
Имена лауреатов “Золотого глобуса” будут известны уже в понедельник утром, а пока что можно поизучать списки номинантов и составить собственные прогнозы.
PS. Церемония прошла успешно, лауреаты довольны, остальные - не очень. Ждем объявления номинантов на "Оскар", которые будут объявлены 24 января.