Ввиду вчерашней победы Дженнифер Лоуренс на раздаче наград от Гильдии киноактеров, наверное, следует что-то написать про Silver Linings Playbook, которое у нас каким-то непостижимым образом было переведено как “Мой парень - псих”. У Лоуренс есть “глобус”, есть награда Гильдии, и тот факт, что через несколько недель она будет стоять на сцене кинотеатра “Кодак” и говорить глупости с “Оскаром” в руке, является практически неоспоримым. Ее главная конкурентка - Джессика Честейн - по гамбургскому счету - больше заслуживает награды, но фильм, за который ее выдвинули на “Оскар”, стал причиной для крупного скандала (о нем - позже), и за ней не стоят продюсеры Вайнштейны, в отличие от Лоуренс, так что “Оскара” Джессике пока не видать, как своих ушей. А жаль.
Что с Лоуренс? Ей 22 года и два года назад ее уже номинировали на “Оскар” за роль в фильме “Зимняя кость” - очень своеобразной американской истории о том, как дочь ищет своего отца, чтобы заставить его выплатить долги, иначе их семью выселят из дома. Еще раньше - в 2008, она сыграла в “Пылающей равнине”, за что тоже отхватила какую-то награду на Венецианском кинофестивале. А за роль в первой части “Голодных игр” Дженнифер получила это народную премию MTV. В общем, звездочка, что и говорить.
Silver Linings Playbook, который, скорее, переводится как “Дневник лучиков надежды” (главный герой все время говорит о "лучиках надежды" и "позитиве") - это новый фильм Дэвида О. Расселла, в прошлый раз отличившегося небезынтересной, но очень странной драмой “Боец”, которая также номинировалась на разнообразные золотые болваны. В России и в Украине “Дневник” перевели как “Мой парень - псих”, видимо, попытавшись замаскировать его под романтическую комедию. Может, это и романтическая, но никак не комедия.
Дженнифер Лоуренс играет неуравновешенную молодую девушку Тиффани, недавно похоронившую мужа. Она в депрессии, у нее явно наблюдаются какие-то психические расстройства в связи с этим, но она держится. Главный герой, Пэт, (его играет Брэдли Купер, еще недавно праздновавший мальчишники в Вегасе, а теперь выбившийся в добротные драмактеры) - тоже не совсем в порядке. У него - биполярное расстройство, которое привело его к тому, что он до полусмерти избил любовника своей жены, вследствие чего 8 месяцев пролежал в психлечебнице и получил судебный запрет на свидания с женой. Жена, впрочем, особым желанием его видеть, тоже не горит.
Но у Дэвида О. Расселла никогда не бывает все так прозаично - он любит поковыряться в подоплеках американских семейных ценностей (вспомните семейку из “Бойца”, тут никакие Януковичи в сравнение не идут). Дело в том, что все, кто окружает главных героев - еще большие психи, чем они сами. И если Пэт и Тиффани о своих расстройствах знают и даже пытаются с ними хоть как-то совладать, то окружающие их люди - родители, друзья, соседи - считают, что у них все в порядке и свои - как им кажется - маленькие одержимости можно только культивировать.
Другими словами, две трети того, что происходит в фильме - это форменная истерика. К двадцатой минут от нее начинает подташнивать, а к началу второй половины картины - откровенно кружится голова. Но если перетерпеть, то к концу выяснится, что “Дневник лучиков надежды” - это весьма трогательная история о том, как нелегко людям даются отношения друг с другом. О том, как неврозы Пэта подходят депрессии Тиффани, и в принципе о том, что счастливые отношения, по О. Расселлу, - строятся только взаимодополняемости психических расстройств, и ни на чем более.
Тянет ли такая патологическая история с хромающим на обе ноги сценарием и странным монтажом на 8 “оскаровских” номинаций (из которых 4 - актерские)? Вряд ли. Но хотя бы одну статуэтку для фильма продюсеры продавят (братья Вайнштейн именно этим в Голливуде и славятся) - как раз в номинации "Лучшая актриса". Есть, конечно, шанс, что киноакадемики решат сохранить нейтралитет и наградят, например, Эммануэль Рива за роль в "Любви", но это вряд ли.