Скажу сразу и честно: особого желания (да и возможности) поехать у меня не было. Я отлично помнила салонный ужас двух первых «Art Kyivов contemporary» в Украинском доме. Это было Салоном из салонов, нечто a la выставка «досягнень народного господарства»
Но меня сагитировал и спровоцировал одесский художник Bondero, а затем и «NT gallery» (Київ), в котором, собственно, он и выставлялся. «Ладно, проявлю местечковый патриотизм, поддержу своих», - решила я. И не была разочарована. Знаете ли это как (уже традиционная передача) «Kyiv scouting» («Київ, оглядова»), но всё собрано в одном месте, не надо по холодному Киеву много перемещаться.
Здесь, в Арсенале, были представлены 8,5 киевских и 1,5 одесские галереи (в том смысле, что «NT gallery» «філія одеської» «NT-art gallery»), из других городов никто не приехал, а о причинах сужения круга участников можно было легко догадаться. Но нужно обозначить, что «Art Kyiv contemporary VII» действительно был «форумом», т.к. из 14 галерей 4 были иноземные,
плюс итальянская платформа;
плюс возможность увидеть живьём, а не в учебнике опт-арт Вазарелли;
плюс презентация проекта «Бірючій 012»;
плюс «всесвітньо відомі» - московская парочка Виноградов/Дубоссарский
и, конечно, безусловно, проект от куратора «Арсенале» Александра Соловьёва «Виключно живопис. Новітній український фiгуратив».
Словом, весь наш, Агромадный «Арсенале» был заполнен, смотреть было что. Итак
(Конечно же начну с) «NT gallery» являла полотно Bondero (+ Ирины Бережко) с латинским названием «Novus ordo seclorum» (новый мировой порядок/царствование/правление), хотя я ещё там узрела и seclusum - разделение, разобщение, даже «отрезать», «отделять» и «отбрасывать», - исходя из изображённого, плюс пегасы, плюс венозные они же артериально-нефтяные трубы.
Любопытно, что итальянцы (у которых в Арсенале была итальянская платформа) бегали и любовались беспрестанно полотном, восклицая: «О, и Берлускони тут, как же мы его ненавидим!»
Не меньший успех выпал на долю Вадима Гринберга = (политически) актуальное полотно с взламыванием рамы «Подвійним ударом» братьев Кличко. Художник Гринберг оказался ещё и «мистцем», свои стихи читал, аудиторию собрал Зато Игорь Гусев выставил деликатные творения графики на латунных листах. А вот исталляции из «червоно-чорних» жуков-солдатиков Александра Шимченко (Одесса) удалось весьма неплохо прозвучать, эдак металлически-экологически-угрожающе.
В ходе «обхода»/«огляду»/scoutingа можно было узреть подлинники Ворхола у «Gerald Hartinger Fine arts» (из Вены) и «трафаретний друк на полотні з (achtung!) діамантовим напиленням» Рассела Янга. (Ухты!) Порадовала парижско-киевская «Taїs gallery» инсталляцией Анатоля Твердого «Занурення», - посреди всех галерейных худ.плоскостей инсталляция очень выиграшно смотрелась. К тому же она предполагала взаимодействие: вхождение, отражение, цвет был ядовито зелёный использован, а «листочки» там выросли непомерных размеров (как в Чернобыле?).
Так, московская 11.12 gallery, одесское «Худпромо», «Коллекция». Одесситку Оксану Мась являла «сумнозвісна Міронова». Снова итальянское: цветочки китайского автора в флорентийской галерее «Aria art gallery». Кстати, весьма-весьма «по-флорентийски» созданные: они веют стариной и ехидноватые такие себе. Были там ещё другие итальянские галереи с фэшн фотографиями, - всё же «Итальянская платформа»! Гламурно, элегантно и скушно, - профессионально.
А отдельно, но напротив NT gallery были вывешены «детки» - різнокольорові, такі собі «зайчики» Олега Доу, знаете, такие прямо смотрящие, чистые; те, что летом орут на разрыв себя и вас, и на которых, по Даниилу Хармсу (мысленно) насылаешь столбняк или командуешь: «Freez!». Здесь такие себе ангелочки в «пухнастих» звериных одёжках Что же из них вырастет? Нет, не люблю я спекуляцию на детях.
Обязательно нужно отметить, что дикая и как-то неуместная живопись нонконформиста, шестидесятника Владимира Наумца из «Худпромо» (и уже давно из Германии), отлично прозвучала раскрылась в пространствах, - этих значительных объёмах «Арсенале».
До всех проектов помяну строгие и аскетичные человеко-объекты Алексеева/Коха «Люди дождя» (всё время хотелось при их осмотре мугыкать что-то из «Шербургских зонтиков», где Катрин Денёв со своей сестрой-близняшкой пела и плясала).
ОТДЕЛЬНО нужно было знакомиться с объектами Зинаиды Лихачёвой, художницы, которая поедет представлять Украину на Венецианской биеннале И инсталляцией Жанны Кадыровой, которая также будет в Венеции.
Именно работа Жанны Кадыровой стала центральной в презентации симпозиума «Бipючий 012». «Симпосий» (если кто древне греческим не владеет) - это застолье, возлияние: когда мужи возлежали, вино возлияли и мироустройство обсуждали. 2 недели в августе на полуострове Бирючий, что на Азовском море ( а в Украине помимо Чёрного имеется ещё и Азовское!) около 30 человек возлежали/возливали/творили, о мирозданьи говорили. Ну, а плоды «симпосиума» широким народным массам явили. И чувствуется, что было им там «добре», «аж завидки беруть» говорят, песок был белый, море тёплое. Каталог славным получился, с читабельными, а не формальными текстами.
(Вы ещё не устали ЧИТАТЬ описание, - «Арсенале» - то большое!) Большой проект, в 22 участника «Виключно живопис. Новітній український фігуратив», куда куратор «Арсенале» Александр Соловьёв подсобрал большие полотна как классиков новейшего искусства, так и расширил круг имён, включив молодых и совсем молодых от Ройтбурда и Савадова до Никиты Кравцова, Зои Орловой. Очень хорошо, свежо прозвучал Андрій Сагайдаковський.
Cтарая затёртая истина о том, что всё познаётся в сравнении, сыграла, похоже, злую шутку над московской звёздной парочкой Виноградов/Дубоссарский (это уже второй этаж). Всё же «новітній український живопис» суть «живопис», он разнообразен и живописен (соответствует канонам, эмоционально мотивирован), а не является, как здесь ленивой раскраской большущих фото пусть и социально заявленных Какое-то оно скуШное, ожидаемое, а самое неприятное там было «трансавангардным», - тем, чем у нас НАЧИНАЛИ уже 25 лет тому назад!
А ещё был Виктор Вазарелли. ДА, мы дали миру Малевича, зато венгры - Вазарелли! И его ОПТ-арт (оптический арт) не в учебнике, а живьём любопытен, познавателен и разнообразен. Такие себе оптические игры.
Мне представляется, что закончить обзор форума сучасного мистецтва «Art Kyiv contemporary VII» работами Вазарелли неплохо. Говорят, что привезут выставку к нам, в Одессу, пойду ещё раз посмотрю. А что?! Оптический обман средствами искусства более приятен и приемлем.