Ни для кого не секрет, что система образования в Украине испытывает определённые трудности с финансированием, если не сказать больше. Фактически, образовательная сфера получает государственные дотации по остаточному принципу. И это объяснимо с точки зрения меркантильной сиюминутной выгоды, так как финансирование образовательного сектора – это долгосрочное вложение с процентной ставкой, растянутой во времени на десятилетия. Жадность людей, находящихся во власти, не даёт им возможности смотреть в будущее, когда их полномочия на государственных постах будут прекращены. По видимому, они не понимают, что будущее их детей и внуков напрямую зависит от решений, которые принимаются сегодня, если только они не видят будущего своих детей в Украине. Для чиновников высшего уровня не знакомы ситуации, когда молодым специалистам отказывают в трудоустройстве, когда выпускник университета не обладает достаточным набором знаний и умений, необходимых потенциальному работодателю; когда дети в школе не изучают, а «проходят» материалы по программе.
Эти ситуации не просто описывают нынешнее положение молодых граждан Украины, они наглядно отображают уровень нашей системы образования. Возникает целый ряд логичных вопросов: «Куда мы движемся, если уже сегодня наши дипломы не котируются за рубежом?», «о каких знаниях можно говорить, если с каждым годом учащаются случаи коррупции в ВУЗах?», «почему, в конце концов, у нас до сих пор нет единой сформированной политики в сфере образования, которая бы позволяла решать стратегические проблемы этого института?»
Мы стремимся, чтобы образование соответствовало лучшим мировым и европейским стандартам, а каждый представитель педагогического сообщества ощущал поддержку государства. Убежден, что мы реализуем стратегические задачи развития Украины, обеспечим рост качества и доступности обучения, неуклонное улучшение благосостояния работников образования
— Виктор Янукович
Негодование от полученных ответов усиливается, если вспомнить о потенциале, который был у нашего государства на момент обретения независимости. Вспомните начало 90-х. В то время шла настоящая конкуренция среди иностранных компаний за право найма наших специалистов в области точных наук. Даже обычный рабочий котировался за границей, потому что был специалистом широкого профиля. Сама система образования была построена таким образом, что человек получал всестороннее развитие. Не было, в конце концов, мнимого разделения на «гуманитариев» и «технарей». Что же мы имеем сегодня, после двух десятилетий независимости Украины?
Вместо курса на всестороннее развитие молодых украинцев мы решили догонять Запад с его более совершенной системой образования. Видимо, политики, отвечавшие за реформу образования – за введение «Болонского процесса», – так желали быть частью Европы, что забыли о той системе, в которой они сами получали образование. Я не хочу сказать, что цели и методы Болонского процесса неэффективны, я лишь утверждаю, что современная образовательная сфера в Украине ещё не соответствует уровню, необходимому для его результативного функционирования. И наша главная задача – достижение этого уровня.
Каким же образом мы, в государстве, которое только начало своё становление, можем рассчитывать на быстрое развитие образовательного сектора? Я считаю, что для достижения данной цели есть несколько неразрывно связанных способа.
Во-первых, нужно начать с того, с чего начинались кардинальные трансформации в Сингапуре, Грузии, Тайване и т.д. – с усиления государственного контроля за соблюдением качества предоставляемых услуг. Для этого нужно проводить не просто курсы повышения квалификации для педагогов, а ежегодные проверки на проф. пригодность, на соответствие знаний преподавателей передовым знаниям в определённых отраслях науки.
Во-вторых, усиление контроля должно сопровождаться ростом престижа данной профессии. Преподавателям, учителям, учёным и всем работникам сферы образования должны быть подняты зарплаты. Циничным политикам, вопрошающим «где же взять деньги?», я отвечу, что мы можем использовать опыт СССР, который сейчас успешно применяется в Японии. Национальные корпорации и холдинги специально спонсируют отдельно взятые учебные заведения и специальности для того, чтобы последние воспитывали и обучали высококачественных специалистов. За счёт средств полученных от национальных компаний можно будет значительно улучшить материальную базу учебных заведений и, как говорилось выше, поднять зарплату работникам образовательной сферы.
Указанное «увеличение государства» в сфере образования следует уравновесить элементарной децентрализацией системы. Нужно позволить каждому учебному заведению, начиная от ВУЗа 4-го уровня аккредитации и заканчивая местной школой, обладать собственной минимальной долей бюджетных средств, которые будут использоваться на нужды учреждения или, например, в случае ВУЗов, для материального поощрения студентов за определённые достижения.
Наконец проблема коррупции системы образования должна быть решена на местах. Для этого необходимо предоставить определённые властные полномочия местной громаде. Существующие «родительские комитеты» должны быть включены в процесс принятия решений относительно учебного процесса. Идеальная ситуация – когда громада обладает полномочиями снять директора местной школы или возможно даже ректора учебного заведения. Естественно, таким образом, реформа образования должна быть неразрывно связана с реформой местного самоуправления.
Развитая система образования в Украине – это не мечта, это цель, которая более чем достижима. Единственное, что отделяет нас от «пункта назначения» – отсутствие политической воли среди нашего политикума. Я специально не говорю «среди политических лидеров», потому что лидер – это человек, за которым идут остальные. Готовы ли сегодня граждане Украины идти к благополучию за нынешними «лидерами»? По-моему, ответ очевиден. Ещё больше он станет очевидным после 28 октября. Быть может, перейдя данный Рубикон, у нас наконец-то появится шанс решить проблемы образовательной сферы наряду с проблемами в других институтах нашего государства.