Сомнительные доводы
Всё бы ничего, да только данные заявления вызывают сомнения. Говорить о возможном нарушении международных соглашений по судоходству, а если точнее о несоблюдении конвенции Монтрё 1936 года, где за Турцией закрепляются права суверена над проливами Босфор и Дарданеллы, обманчиво. Стоит ли напоминать, что Турция неоднократно обвинялась в нарушении режимов проливов? Так, она попрала положения Парижского мирного договора 1856 года, став на сторону Германии в Первой мировой войне и дав ей возможность входить беспрепятственно в Чёрное море. Во Второй мировой войне она нарушила саму конвенцию Монтрё, уже подыграв фашистской Германии. Да и в наше время были прецеденты. И в большинстве случаев Турция оставалась безнаказанной.
По поводу ввода войск тоже сомнительная позиция. Турции не нужно было разрешение НАТО об интервенции в Северный Ирак против войск РПК. Без согласия с кем бы то ни было Анкара поддержала сирийских братьев-мусульман - оппонентов Башара Асада, что не согласовывалось с политикой США. А сейчас, после проведения двух Женевских конференций, Турция безнаказанно сбивает сирийские самолёты и бомбит район Касаб на севере провинции Латакия.
Газовый вопрос тоже вызывает сомнение. Действительно, только за 2013 год Турция получила 13,7 млрд. кубометров газа – это более половины «голубого топлива», необходимого для турецкого потребления. Но вопрос даже не в том, откажется ли Россия от второго по значимости европейского газового клиента, а в том, кто больше зависим.
Не секрет, что США и ЕС уже несколько лет пытаются создать Южный газовый коридор, который бы действовал в обход России и уменьшил её монополию на европейском направлении, что после крымских событий особенно актуально для Европы. Напомним, что Южный газовый коридор включает в себя проекты: Nabucco (Азербайджан – Турция- Австрия), ITGI (Турция – Греция - Италия), Трансадриатический газопровод – TAP (Греция, Албания, Адриатическое море, Италия).
Кстати, планировался и проект «White stream» - (Тбилиси – Крым – ГТС Украины - Европа), но учитывая последние события, данный проект лишён смысла. Стоит сказать, что в случае урегулирования конфликта между США и Ираном, возможно подписание договора о поставках каспийского газа в Европу, опять же через Турцию.
Исходя из этого видно, что Турция, как и Азербайджан, и Иран, становится важным игроком на газовом, а значит и на политическом рынке. С 2006-2007 годов газ из Шах-Дениз – Азербайджан – транспортируется в Европу через турецкие порты Джейхан и Эрзурум. Учитывая факты, можно говорить о том, что и США, и ЕС, и Россия хорошо понимают важность Турции.
Возвращаясь к вопросу газовой зависимости Турции от России, стоит обратить внимание на то, что с 2016 года из Иракского Курдистана в Турцию будет поступать газ, который покроет 30% от объёма российского. А после январского визита 2014 года Эрдогана в Иран было договорено о поставках иранского «голубого топлива» турецким потребителям, что покроет остальные 70% зависимости Анкары от Москвы. Поэтому говорить о зависимости – глупо. Зависимости Турции от России нет, есть зависимость России от Турции.
Молчание Эрдогана
Предполагая, что заявления об энергозависимости, о военном вмешательстве, о международном праве фальшивы, стоит выяснить настоящие причины, почему официальная Анкара не спешит с помощью к крымским татарам? Сегодня Крым, как и вся Украина, - в сфере внимания Запада. Политика же премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана расходится с интересами демократических стран, в частности с США. Запад и Турция уже давно находятся по разные стороны баррикад. Начиная с 2010 года, с событий у берегов Газы, после которого Турция вступила в конфликт с Израилем, западно-турецкие отношения начали охладевать. Но вопрос не только в данном противостоянии. После того как на позапрошлых выборах ПСР – правящая партия – набрала 50% голосов, её лидер – премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган – решил сменить свой политический курс. Политика мягкого исламизма переросла в панисламизм и постепенно идёт к османизму.
Так, помимо сирийских и иранских событий, стоит вспомнить и о ливийском конфликте, об интервенции в Ливию турецких войск, и о том, что в Боснии и Албании официальная Анкара активизировала сотрудничество с мусульманскими организациями, и о том, что в Испании была создана первая мусульманская Партия возрождения и объединения Испании - PRUNE. Стоит упомянуть и об известной «милли герюш» - турецкой организации в Германии, которая активно влияет на политику правящих ХДС/ХСС. Всё это вызывает, по меньшей мере, обеспокоенность на Западе. Такой ход событий угрожает не только лишь интересам ЕС или США на Ближнем востоке, но и безопасности Европы.
Политику же самого Эрдогана нельзя назвать проевропейской. Лидер Турции ведёт свою страну в восточном направлении, к тому же, и 70% населения высказывают антиевропейские настроения. И эту цифру понять можно: 50 лет Турция не может стать полноправным членом ЕС. Но стоит упомянуть и о причинах того, почему ЕС тянет с вхождением Турции в блок: не решён вопрос национального курдского меньшинства, которого насчитывается 15 млн. человек; Турция не хочет выводить свои войска с кипрских земель, поддерживая при этом существование ТРСК; Анкара не хочет признать геноцид армян турецкими властями.
А учитывая заигрывание премьер-министра Турции с ШОС, ТС, его позицию по Палестине, планы о продвижении на Кавказ, говорить о его борьбе на одной стороне с Западом – невозможно. Протесты в Турции показали, что США для Эрдогана выступают сегодня большей угрозой, нежели Россия. Вспоминая международную модель Давутоглу - «ноль проблем с соседями», надо вспомнить, кто соседи Турции.