В Украине будут заблокированы российские соцсети "ВКонтакте" и "Одноклассники", а также к почтовику Mail.ru. Заблокированы также будут сайты антивирусных компаний "Лаборатория Касперского" и DrWeb, а также доступ ко всем сервисам "Яндекса".
Этот вопрос в Украине возник не в один день, предложение давно лежало в СНБО и вокруг него была дискуссия – правда, никто не верил что дело будет доведено до конца. Например, если за блокировку "Однокласников", "Вконтакте" и Mail.ru высказавался советник главы МВД Зорян Шкиряк — так как, по его мнению, эти социальные сети контролируются российскими спецслужами и служат каналом для распространения российской пропаганды. То в тоже время профильный министр — информационной политики Юрий Стець, старался смягчить градус возмущения, заявляя, что возможность блокировки в Украине российских соцсетей исключена, так как вопрос не урегулирован законодательно. Но вот теперь и эта преграда преодолена.
Критики блокирования российский медиресурсов традиционно прикрываются «свободой слова» и поэтому сразу же заявили якобы о цензуре, о борьбе с инакомыслием, и о создании ситуации как в Северной Корее (хотя в КНДР после таких заявлений к критикам наверняка бы пришли из органов). Аргументы, надо сказать, слабенькие – как минимум потому, что запрещенным российским ресурсам существует прекрасная западная альтернатива.
“Разговоры на тему цензуры в данном контексте считаю либо добросовестным заблуждением, вызванным неосведомленностью, либо осознанной поддержкой страны-агрессора”
— замдиректора телеканала ATR Айдер Муждабаев
Давят и на жалость: «закачанную музыку/фильмы/фото жалко», «моя бабушка потеряет все контакты своих найденых через Однокласники друзей» и другое, связанное с привычкой и комфортом.
Насколько эффективны запреты
Точно такое же недовольство у населения Украины было сначала при отключении российских телеканалов, а затем и при введении квот на украиноязычный медиапродукт. Но жизнь уже показала, что те решения были правильными и пошли только на пользу — при чем как государству, так и людям и даже бизнесу.
Блокировка российских медиаресурсов является, кроме всего прочего, четким маркером будущих действий украинских властей — в медиаполе в частности и сфере безопасности в целом. Уже сейчас видно как правоохранители не церемонятся с организаторами и участниками очередных «республик», перекрывающими дороги «недовольными псевдовенграми/поляками/румынами/болгарами Украины», организаторами «победобесий» и даже распространителями коммунистической пропаганды. Видимо, наверху победила точка зрения, что теперь пришло время действовать более жестко и в сфере безопасности информационной. Пока что на украинском медиаполе зачищаются 100%-е российские участники рынка, но не исключено, что следом пойдут и местные «коллаборанты» РФ или «реваншисты» прежних властей.
Подтверждение тому – проект СНБО о «глушении» сигнала антиукраинского телерадиовещания вдоль линии разграничения на Донбассе. То есть пришло понимание, что одного распространения своего сигнала (путем установления новых вышек) мало, а надо еще противодействовать сигналу чужому. Секретарь СНБОУ Александр Турчинов пообещал, что в 30-50 км за линией разграничения будут слушать только украинское радио и смотреть украинские телеканалы, а не принимать сигнал с оккупированной Россией территории – для этого планируется использоваться отечественные разработки систем информационной защиты, которые позволяют эффективно блокировать антиукраинское телерадиовещание, не мешая работе украинского телерадиоэфира. Заслуживает внимания и тот факт, что после Донбасса данную технологию планируется использовать вдоль всей украинско-российской границы.
По всей видимости, когда руки дойдут до внутриукраинских пророссийских и откровенно деструктивных информационных информресурсов — вопрос только времени и ресурсов. Хотя, забегая наперед, можно смело предположить, что до этого времени их услуги существенно подорожают - и Кремлю, и беглыми чиновникам времен Януковича, которые скрываются в России, платить за дезинформацию в Украине придется больше.
К слову, платить они уже начали: после указа о запрете российских соцсетей и поисковиков акции Яндекса упали на Московской бирже на 3,3%. Это несколько миллионов долларов за один день. И ведь это только начало: mail.ru, Одноклассники и VK тоже неизбежно обвалятся, так как украинская аудитория у них значительная и потери будут ощутимы. А сколько россияне потеряют из-за потери доли рынка рекламы?
Запрет российского ТВ в Украине, как было сказано выше, оказался результативным — исчезла «москвоцентричность», российская повестка ушла из широких масс и только особенно рьяные зрители заставляют себя искать возможности смотреть по ТВ любимые русские сериалы, с Кисилевым и Соловьевым впридачу. Поэтому кто бы что не говорил, «госпожа лень» победила.
Аудитория же соцсетей — она качественно другая, менее ленивая. И наивно верить, что все эти пользователи "Одноклассников" и VK просто смирятся с потерей: ведь они самые популярные соцсети в Украине: охват "ВКонтакте" - 67%, "Одноклассников" — 48%. У их западных конкурентов меньше: у Facebook - 42%, у Twitter - только 18%. Пользователи российских соцсетей будут использовать лазейки для доступа – анонимайзеры, VPN и т.п. (после выключения росТВ некоторые зрители тоже ушли в интернет или устанавливали спутник). Но в любом случае российские соцсцети (а ранее — и их СМИ) теряют в Украине значение «массовых», там останутся только самые стойкие. А значит - свое значения как средства массовой дезинформации они потеряют, сократив влияние на формирование общественного мнения. Как показала практика, это стоит дороже денег.
«Легче всего управлять теми, кто унижен или теми, кто не уверен в завтрашнем дне»
— Филип Зимбардо, профессор Стэнфордского университета
То, что российские интернет-ресурсы являются орудием гибридной войны против Украины, инструментом сбора личных данных об украинцах в интересах РФ, а также что контролируются властями РФ, работая на российскую пропаганду и шпионаж — не новость и не открытие уже давным-давно. Удивляться можно только тому, что решение принято только сейчас - на третий год войны, а не раньше.
О разрушительной роли российской пропаганды написаны уже горы материалов. Здесь же хочется напомнить о ее психологическом аспекте. В частности, психологи в результате тестов пришли к выводу, что для того, чтобы зазомбировать среднестатистического человека нужно всего... 45 минут. Большинство без особого труда заставляет меньшинство поверить даже в заведомо бредовые утверждения. Объясняется это тем, что человек, в первую очередь, существо социальное. И за это качество ему приходится расплачиваться, отказываясь от своего "Я" и верить общему "Мы".
Как это происходит можно наочно увидеть в научно-популярном фильме «Я и другие», снятом еще в далеком 1971 году на киностудии «Киевнаучфильм» - в нем описываются основы манипуляции сознанием людей, рассказывается о ряде психологических экспериментов, которые демонстрируют способность людей подвергаться воздействию мысли других, даже доходя до абсурда.
Так, в фильме продемонстрирован результат эксперимента с чёрной и белой пирамидками: трое участников по договоренности с экспериментатором утверждали, что обе пирамидки белого цвета. На внушаемость проверяли четвёртого. Большинство участников соглашались и повторяли, что обе пирамидки белые. Однако, когда испытуемого просили взять чёрную пирамидку — он брал чёрную, несмотря на то, что прежде называл обе белыми.
Более свежий пример — фильм "Зомби" уже с наглядными примерами из украинско-российской войны, тоже есть в сети интернет.
По утверждению его авторов, в любом обществе уже есть готовые 10-15% людей, которые принимают мнение большинства моментально, даже без воздействия на них. Не поддаются зомбированию 10%. К остальным нужно лишь время и инструментарий.
«За то, что я написал в «Однокласниках» пост о том, что Россия напала на Украину, эта замечательная соцсеть забанила меня тут же, сразу, без предупреждения и реабилитаций. Ну что я могу сказать. Что посеяно, так пусть и пожато будет»
— журналист Аркадий Бабченко (Россия)
Вот российские телеканалы, а также полностью контролируемые российскими властями и спецслужбами соцсети «Вконтакте», «Однокласники» и СМИ — это и есть тот самый инструментарий влияния Кремля (при чем даже могущественней чем их танки и «Грады»). Раньше, СССР для пропаганды использовал «полезных идиотов», поющих у себя в странах об «идеальном социалистическом обществе», да еще и издавал информбюлетни на разных языках в иностранных странах. Ну может где-то удавалось за деньги пристроить нужную статью.
Сейчас Кремль делает точно то же самое, разве что вместо печатных бюлетеней запускает сайты. То есть максимально расширяет инструментарий охвата аудитории – ни одна часть общества не должна оказаться вне морального влияния.
Самый крупный наглядный тому пример — виртуальный ресурс «Sputnik» на разных иностранных языках (к слову, французская версия сайта запущена всего за год до выборов во Франции), который готовится на материальной базе и за счет государственного холдинга «Россия сегодня», возглавляемым известным пропагандистом Дмитрием Кисилевым. Сюда же входит телевидение «Russia Today» и радиостанция «Голос России». А напомнить как этот госхолдинг (тогда еще просто информагентство) — назывался раньше? «СовИнформБюро».
А ведь кроме «Sputnik»-а и «Russia Today” существуют еще сотни-тысячи нужных медиа-ресурсов — менее крупных, менее заметных, «нишевых», но оттого не менее значимых.
«Если Советский Союз вел позиционные войны, то Россия делает ставку на диверсии»
— публицист Павел Казарин (Украина)
При чем, Кремлю не нужно чтобы западные СМИ обязательно хвалили Россию, ее руководство или идеологию. Вся ее пропаганда – это не столько продвижение своей идеологии, сколько разрушение чужой.
«Цинизм и деидеологизированность – вот два главных экспортных товара современной России. Ее зарубежные медиапроекты решают задачу по оппонированию Западу. Размывают факты. Подменяют реальность. Сеют уверенность, что «правды нет нигде» и «все одинаковые». Луна круглая. Луна плоская. Луна сделана из швейцарского сыра. Луна – выдумка масонов. Вариантов предлагаются сотни и каждый из них оттесняет правду на обочину. «Белый шум» – тот самый, который дезориентирует и деморализует. Для того, чтобы быть чище – мыться не обязательно: достаточно испачкать соседа», - пишет Павел Казарин.
По его словам, Россия не предлагает контр-концепцию, а вбрасывает в медиаполе множество вариантов, призванных похоронить под собой факт. «Ее задача – не убедить всех в своей правоте, а заставить сомневаться в правоте оппонента. Если Советский Союз вел позиционные войны, то Россия делает ставку на диверсии», - уверен медиаэксперт.
Так что прочь иллюзии, не надо быть наивным — методы Москвы не изменились, модернизировались и «осовременились» лишь ее инструменты.
Сила и слабость росагитации
Сила роспропаганды — в ее массированости, когда большинство медиа-ресурсов повторяют одно и то же, на протяжении длительного периода времени. В России у Кремля для этого есть ресурсы, практически к каждому СМИ есть свой подход.
Если какой-то Дугин-Затулин-Проханов-Фролов заявит, что украинцы «фашисты» — не это самая большая проблема, они говорят такое давно. Но раньше их воспринимали как маргиналов. И когда же люди им вдруг поверили? А тогда, когда точно эти же слова начали транслировать не 1-2 маргинальных сайта, а множество СМИ, да еще и с огромной аудиторией (Первый канал, НТВ, Россия и тп). Таким образом, нормальная повестка дня была заменена на мифы о «фашистах» и «бандеровцах». А так как мозг человека неконкурентноспособен с яркой, насыщенной и динамической телевизионной картинкой, то именно телезрители оказывались с самыми стойкими антиукраинскими-антизападными взглядами.
Понятно, что провернуть такую медиааферу без российского государства, которое и контролирует все основные СМИ, было бы просто невозможно. Поэтому российская власть прямо ответственна за пропаганду, которая и привела к войне, смертям и разрухе.
Однако эта сила - ее же слабость.
«Против лома - нет приема. Если нет другого лома»
Можно ли противодействовать этому шквалу дезинформации, опровергая каждую ложь в отдельности? Тем более, что пропаганда - это не всегда ложь. Часто это может быть и частичная правда - вырванная из контекста, и с нужными акцентами (вспомните хотя бы заявление Олега Скрипки о «русскоязычном гетто»). Если ее умело обработать и главное — распространить, то может «ложечки потом и найдутся, но осадок останется».
Поэтому работая точечно, по отдельным медиакциям, вряд ли можно достичь успеха – на все не хватит человеческих и материальных ресурсов.
Но как же противодействовать? Основной алгоритм борьбы с роспропагандой в целом состоит из двух частей:
Первый - создание и широкое распространение альтернативного информпродукта (чтобы вытеснить вредный контент).
И второй - блокирование этого враждебного контента.
Изначально основная ставка Украиной и мировым сообществом была сделана именно на первый пункт – свобода слова как никак. Например, на уровне ЕС была создана Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям (EastStratComTaskForce) — экспертная группа, созданная Европейской службой внешнеполитической деятельности (ЕСВД) в апреле 2015 года — выявление российской дезинформации, ее опровержение и распространение по госорганам стран Евросоюза. Для более широкой аудитории создан интернет портал StopFake, отдельные украинские телеканалы запустили свои контрпропагандистские программы «Вести УА», «Секретный фронт», «Антизомби» и т.п. А специально для российской и российскоязычной аудитории в других странах мира сформирован целый альтернативный телеканал - «Настоящее время» (на базе «Радио Свобода»),
Что же касается второго пункта - блокировки контента, то кроме Украины только некоторые страны решились на запретительные меры: Латвия, Литва, Эстония и Молдова - ибо здесь Москва действовала особенно нагло. И то, данное решение несистемное – оно касается только отдельных медиа (преимущественно «Россия-24»), особенно отличившихся. Были также попытки заблокировать «Russia Today» и в Великобритании - но непосредственно на вещание они не повлияли.
Свою нерешительность западные политики и эксперты объясняют тем же аргументом — необходимость придерживаться «свободы слова». При этом, никто из них не потерял часть своей территории и не получил десятки тысяч жертв из-за нападения России так как это случилось с Украиной.
И только откровенно деструктивная роль российских СМИ в своих странах заставляет некоторых даже самых ярых сторонников свободы слова принимать более радикальные меры. Например, отказывать в аккредитации (так было во время выборов во Франции). Или открывать уголовные дела против российских журналистов — как это было в Германии после истории с якобы изнасилованной мигрантами «девочкой Лизой».
Очевидно, что полумеры не решают вопрос окончательно, а наибольший эффект можно получить только от объединения этих двух частей.
Ведь даже в самом понятии «информационная война» России против Украины главное слово — «война». А прилагательное «информационная» только характеризует его, отвечая на вопрос «какая». В этой войне, как и в обычной, есть нападающий, и есть обороняющаяся сторона. И поскольку Киев действует запретительными мерами на своей территории, то действия Украины можно квалифицировать не иначе как «активную оборону». Не принимать этого — заведомо подвергать сомнению право государства на самооборону.
Поэтому в Киеве рассчитывают если не на полную поддержку Запада (что невозможно - международная правозащитная организация Human Rights Watch заявила о "страшном ударе по свободе слова"), то хотя бы на его понимание и молчание – мол «не можете помочь в борьбе с Россией, то хотя бы не мешайте». Один положительный сигнал уже получен - НАТО уже поддержало это решение Украины, назвав его вопросом безопасности, а не свободы слова.
С уверенностью можно сказать, что, несмотря на возможное снижение позиций Украины в мировых рейтингах свободы слова, на Западе будут внимательно наблюдать за эффектом, полученным после запрета российских соцсетей и медиа. И вероятней всего, скоро этому примеру Украины последуют и другие страны.