Сможет ли Украина конкурировать?

В своих мемуарах «Сингапурская история: из «третьего мира» - в первый» один из создателей сингапурского «экономического чуда» первый Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю писал: «Каким образом мог выжить независимый Сингапур, не являясь более центром обширного региона, которым Великобритания когда-то управляла как единым целым? Нам необходимо было найти достаточно быстро ответы на вопросы …Мы должны были создать новую экономику, опробовать новые схемы и методы работы, никогда прежде не испытанные где-либо в мире...»

В Украины похожая история. Результатом более чем 20 лет независимости является один из самых низких подушевых ВВП в Европе. Для выхода из тяжелейшего положения, в котором Украина сейчас оказалась, нужны не менее радикальные и креативные идеи. И хорошая конкурентная теория.

Фото: EPA/UPG

В свое время Ли Куан Ю обратился к своим британским и израильским партнерам с просьбой о помощи. И они ее оказали. Причем это была не только финансовая помощь. Это была, прежде всего, консультативная помощь. Главным успехом Сингапура в то время стало привлечение крупнейших международных компаний, которые передали навыки правильного ведения бизнеса неопытным тогда сингапурцам (как видим, инвестиции решают далеко не все).

Какие же навыки необходимо перенять сейчас украинским компаниям и чиновникам? Клейтон Кристенсен, автор концепции «подрывных инноваций», самый популярный консультант мира (согласно опросу СЕО крупнейших компаний) и Майкл Портер, один из главных специалистов в мире по конкурентным стратегиям дают советы для завоевания успехов в мировой конкурентной борьбе, которые вполне можно экстраполировать на нашу страну следующим образом:

1. Украинские фирмы должны никогда не соглашаться на стратегию, просто направленную на потребителей и рынки, привлекательные для сильных конкурентов. Начинать выходить на эти рынки нужно только тогда, когда будет найдена возможность, которую конкуренты проигнорируют или от которой они легко откажутся.

2. Искать возможность конкурировать с отсутствием потребления товаров или услуг.

3. Если украинские фирмы не видят перспектив рынков с отсутствием потребления, необходимо искать нижние сектора существующих рынков. А уже оттуда атаковать сектора, где торгуются товары по более высоким ценам. Нужно также иметь бизнес-модель, позволяющую получать прибыли даже при низких ценах.

4. Компании из Украины должны иметь стратегии, которые определяются новейшими трендами развития как технологическими, так и организационными. Учитывая высокую неопределенность и изменчивость современных рынков, они должны регулярно пересматривать свои стратегии.

5. Отечественные государственные учреждениями не должны определять стратегию корпораций. Это - дело исключительно бизнеса. Госучреждения должны создавать благоприятный климат для ведения бизнеса в стране. Государство должно осуществлять инвестиции в исследования в сфере здравоохранения, науки и технологий, в образование, в инфраструктуру.

Выполнение вышеуказанных правил позволит украинским компаниям уклониться от разрушительной международной конкуренции, и при этом находить ниши для привлекательных временных монополий, что позволит эффективно продавать произведенную ими продукцию на высоко-маржинальных рынках.

В какие сектора необходимо идти украинским фирмам? Всемирно известная консалтинговая фирма Gartner определила сектора, представляющие интерес в будущем. Расскажу о некоторых из них:

Управление мобильными устройствами и мобильные приложения. Gartner констатирует двух (или, возможно, даже трех) кратный рост количества мобильных рабочих мест у связи с дальнейшим распространением в корпорациях подхода по использованию мобильных устройств сотрудников в рабочем процессе. Рынок мобильных приложений вырастет, а сами приложения усложнятся. Примером могут являться, например, различные мобильные геолокационные информационные сервисы для смартфонов или Google Glass.

Интернет вещи. В ближайшее время в мире появится много вещей, управляемых через интернет. Идеей этой стратегической технологии Gartner называет объединение четырех факторов: людей, информации, вещей и геолокационной информации (распространение GPS датчиков, встраиваемых во всевозможные устройства).

Умные машины. Это интеллектуальные персональные ассистенты, автономные роботы, интеллектуальные глобальные индустриальные системы и другие самообучающиеся устройства, системы или приложения. Gartner предвидит, что именно этот тренд является самым «прорывным».

3D печать. Есть прогноз, что мировые поставки 3D принтеров вырастут на 100% уже в 2015 году. Несмотря на то, что дорогие фабричные варианты этих устройств существуют уже 20 лет, массовое распространение 3D принтеров по цене около 500 долларов Gartner предвидит именно с конца 2014-2015 гг.

Вышеуказанные технологии являются прорывными и кардинально изменят в следующем десятилетии картину мирового бизнеса и повседневной жизни людей. Чтобы не остаться в прошлом, украинские предприниматели при поддержке государственных органов должны пытаться овладевать этими технологиями и создать работающие бизнес-модели.

Наши соседи белорусы уже сделали шаг в этом направлении. Под Минском работает свободная экономическая зона «Великий камень», созданная согласно межправительственному соглашению между Китаем и Беларусью. В парке планируется построить высокотехнологичные и экспортно-ориентированные производства. По заявлению президента Беларуси А.Лукашенко, в этой свободной экономической зоне будут сосредоточены высокотехнологичные предприятия со всего мира и производства «завтрашнего дня».

Украинские компании, как в свое время Сингапур, а теперь и наши соседи в Беларуси, должны смело пробовать свои силы в новых отраслях. Украина должна пройти свой путь к международной конкурентоспособности на протяжении одного-двух десятилетий в гораздо более сложных обстоятельствах, чем страны, которые ранее вступили на дорогу технологических инноваций. Но я думаю, что нашу страну при соответствующих волевых усилиях ждет успех, так как Украина - страна с развитой инженерной культурой. Просто мы немного засиделась на старте. Но смена технологических парадигм, происходящая в настоящее время, делает преимущества развитых индустриальных стран не такими уж значимыми. Все находятся приблизительно в равных условиях. Пример - украинский стартап Viewdle, купленный в 2012 году компанией Google за 30 млн. долл. (Viewdle занимается разработкой технологий распознавания лиц и объектов, которые широко используются в поисковых сервисах).

Скорее всего, цифровая революция не снизит темпов своего развития. Марк Андриессен, партнер венчурного фонда Andreessen Horowitz, сказал, что в самом ближайшем будущем программное обеспечение будет пронизывать все производство и сектор домохозяйств. Фирмы тех стран, которые вовремя создадут в этом кластере актуальные ценностные предложения, выиграют в будущем в международной конкуренции. Думаю, что нашей стране это вполне по силам. Начать же необходимо с адекватного понимания того, как быстро происходят изменения и как далеко они зашли.

Богдан Данилишин Богдан Данилишин , завідувач кафедри КНЕУ ім. В.Гетьмана
LB.ua в соцмережах: