Начнем с того, что полномочия сформулировать проект налоговой реформы было отдано министерству финансов. Определенная логика в том есть – дескать, именно минфину отвечать за выполнение госбюджета. Так что уж пусть и налоговую систему верстает под стать ожидаемым потребностям в налоговых поступлениях. Хотя на самом деле логика совсем иная, тут все похоже на передачу контроля на воротах наркологической клиники самим наркоманам. Попробую доказать, что все именно так и есть.
Не буду вспоминать убогую налоговую реформу-2014. Начнем прямо с реформы-2015 версия 1.0. Она напоминала самый сладкий сон Николая Яныча, самую заветную его мечту. Там не было места упрощенной системе налогообложения малого бизнеса, там был увеличенный до 22% НДС, там были три ступеньки прогрессивного налога на доходы физлиц. Ну и еще много чего по мелочи.
Жесткий втык создателям этого налогового чуда состоялся в конце августа прямо на Нацраде по реформам – после ряда разгромных выступлений экспертов и журналистов по его поводу. Что, в конце концов, привело к тому, что минфин решился на "либерализацию", предложив реформу "4 по 20". То есть установить 20% в качестве ставок по НДС, налогу на прибыль, налогу на доходы физлиц и единому соцвзносу (ЕСВ).
Народ начал громко возмущаться – как же это так, если ЕСВ и так с 1 января 2016 года согласно действующему закону снижается до 22%, налог на прибыль точно меньше 20%, да и и обещания снизить НДС ниже 20% тоже было. Но снижать суммарное налоговое давление минфин категорически не желает – и пустил в ход мощное оружие под названием "Компенсаторы".
Что ж это такое? А это изобретение Николая Яновича. Это он его ввел в оборот во времена своего царения во главе ГНАУ(налоговой администрации). Идея очень простая: коль спецы не знают ни экономики, ни логики, то прогнозировать возможные поступления от налогового платеж решено просто. Вот примерно так: предположим, собираем по налогу на добавленную стоимость 100 млрд гривен. Предположим, ставка равна 20%. А что, если уменьшить ставку с 20% до 19%? На 5 млрд гривен станут меньше собирать – вот что будет, по мнению экспертов из минфина. И потому надо какой-то другой налог поднять, чтоб перекрыть "недостающее".
А что ж детенизация, которая должна увеличить показываемый размер оборотов экономики просто за счет вывода части ВВП из тени?
А что ж ускорение роста экономики в результате снижения налогов?
Ведь в результате этих двух фактором сбор налогов в абсолютном выражении обязан бы вырасти. Ну, примерно как если пирог увеличить вдвое, то четвертинка большего пирога была б равна по весу половинке меньшего.
Не-а, в такие налоговые сказки в минфине верить не желают. У минфина все по-солдатски просто: ниже ставка – меньше налоговые поступления. А раз где-то снизятся поступления – то на чем-то ином попробуют это "компенсировать": ввести новый налог или поднять старый.
Как это на сегодня выглядит?
Вот примерно так в соответствии с реформой-2015, версия 2.0 это должно смотреться.
- Налог на прибыль: пока 18%, собирались с 1 января 2014 года 16%(отложено на неопределенный срок), а минфин предлагает 20%.
- Налог на доходы физических лиц: сейчас 15% на сумму до 10 минимальных зарплат в месяц и и 20% на сумму превышения, а минфин предлагает 20% на все.
- Единый соцвзнос: сейчас 36.7%, с 1 января 2016 года - 22%, а минфин предлагает 20%.
- Налог на добавленную стоимость: сейчас 20%, собирались с 1 января 2014 года снизить до 17%(но отложили на неопределенное время), а минфин предлагает 20%.
В общем, как видим, никакого облегчения налогового давления не наблюдается.
Понятно, что приведенные выше параметры налоговой системы – это не окончательно. Это, скорее, приглашение к торгу.
Вокруг чего ж будет торг и какие же наиболее резкие реформы предлагают противники "Реформы им. Минфина"?
Для начала: НДС сократить до 15%, а также соединить в один налог ЕСВ и подоходный, установив ставку итогового налога на уровне 20%.
И, наконец, самое главное: начать сокращение государственных расходов – за счет нерациональных трат, а также, чего уж там скрывать – за счет резкого сокращения воровства из госбюджета. Тогда, глядишь, "компенсаторы" и не понадобятся.
Потому что там, где увлекаются "компенсаторами", там прекращается экономический рост и неизбежно начинается экономический кризис.
Что самое главное надо знать об этом всем? Ну, прежде всего простые два правила:
А) чем выше уровень ВВП на душу населения, тем больший уровень налогового давления может себе позволить страна без существенного ущерба для экономического роста. Ну, примерно так – цифры приблизительные, конечно: если в виде налогов, сборов и пошлин государство через бюджет прокачивает 50 центов из каждого заработанного страной доллара (то есть 50% ВВП), то оно может рассчитывать на рост экономики, если этих долларов зарабатывается много (например, от 15-20 тыс долларов ВВП на душу населения в год). Если же ВВП на душу ниже 4 тыс долларов в год (как в Украине), то государство может без ущерба для роста забирать в виде налогов, сборов и пошлин никак не больще 25 центов с доллара (до 25%). В скобках отметим, что в Украине как раз этот показатель превышает 50%, а темпы роста экономики – отрицательные.
Б) При равных уровнях ВВП на душу населения, темы роста экономики тем выше, чем меньше доля ВВП, перераспределяемого через госбюджет и аналогичные фонды. На кого ориентироваться Украине с ее "более 50%"? Например, в развитых странах: ФРГ - 36,2%; Италия - 43,3%; Норвегия - 43,4%; Испания - 37,2%; Швеция - 48,2%; Швейцарія - 29,7%; Великобритания - 36,6%; США – 28%. А мы помним, что экономика США при прочих равных, значительно раньше вернулись к росту после кризис 2007-2008 годов, чем "старые" европейские экономики.