На Зимнем Кинорынке Одесского международного кинофестиваля, где встречаются дистрибьюторы, представители кинотеатров и продюсеры украинского кино уже доброй традицией стало обсуждение перспектив проката национального кино. Никогда дискуссия не проходит без споров – и это не удивительно, ведь вопрос находится на стыке интересов всех участников кинопроцесса. Кинотеатры, продюсеры и дистрибьюторы заинтересованы в том, чтобы кинокартина была прибыльной, и в том, чтобы как можно больше зрителей его посмотрело. Казалось бы, что все – за! Но в этой схеме, видимо, есть системный сбой – залы кинотеатров на украинских фильмах остаются полупустыми.
Традиционно, и в этот раз обсуждение вышло бурным. Как охарактеризовала его Людмила Горделадзе, директор кинотеатра «Жовтень», – «разговор Чужого с Хищником». Продюсеры обвиняют кинотеатры в том, что фильмы стоят в расписании в неудачное время или сеансы вовсе снимаются после нескольких дней проката, кинотеатры утверждают, что зритель просто не хочет смотреть украинское кино, дистрибьюторы считают убытки от вложенных в рекламу средств.
Конечно, украинское кино не может конкурировать с голливудскими премьерами. В мире кино Голливуд – единорог, мифическое существо, которому удается делать коммерческое кино, завоёвывающее зрителя по всему миру. Однако, есть и другие модели развития национального проката, например – Франция, в которой доля национальных фильмов составляет 35%. Как это работает? Кинопрокат Франции – классический пример, когда государство, как на общенациональном, так и на региональном уровне финансирует учреждения культуры (в том числе независимые), а также формирует культурную среду. Впереди Франции только Турция, в которой зрители отдают превалирующее предпочтение локальному кино (56%).
Предположений о том, чего же не хватает украинским фильмам, для того чтобы завоевывать любовь зрителя у каждого представителя отрасли много. Тем не менее, надо констатировать неизбежный факт: у нас не существует моды на украинское кино. Его имидж настолько плох в глазах массового зрителя, что его формирование – это огромная и стратегическая задача всех участников процесса, в том числе и государства, чья роль, по моему мнению, является ключевой.
Почему же зрителям не интересно украинское кино?
У кинотеатров самый близкий контакт со зрителем и из всей цепочки кинопроизводства и кинопроката – они наиболее точно понимают портрет зрителя и его предпочтения. По мнению Алены Ницко, маркетинг-директора сети кинотеатров Синема Сити, украинские кинематографисты упускают одну из ключевых составляющих, а именно – маркетинговую стратегию. Она должна просчитываться еще на этапе развития и создания проекта, а у создателей обязательно должно быть четкое (а, главное – реалистичное!) понимание того, что они хотят получить в результате. Зрителям абсолютно все равно, какая страна является производителем фильма – они хотят смотреть интересное и качественное кино. Конечно, успех (или не успех) фильма предсказать очень сложно: иногда совсем, казалось бы, авторские картины становятся национальными хитами. Но прогнозировать ожидаемый результат просто необходимо – ведь сейчас существует достаточно инструментов для того, чтобы изучить вкусы аудиторий, спрос и интерес зрителя к тем или иным темам.
Бренд национального фильма
Как бы банально ни звучало, но, в идеале, смотреть украинский фильм должно быть модно также, как и слушать украинскую музыку, читать книги украинских современных писателей и носить одежду украинских дизайнеров. И ключевая роль в формировании имиджа лежит не только на кинематографистах, но и на государстве. В системе поддержки киноотрасли в Украине изначально не заложены те инструменты, которые могли бы способствовать развитию культуры смотра национального фильма у зрителей.
Например, если брать бюджет, который выделяется к примеру Государственному Агентству по вопросам кино, то из 100% средств только 1-2% можно выделять на продвижение. Из этого бюджета выделяются средства на поддержку для кинофестивалей, которые являются одним из самых мощных инструментов продвижения фильмов, а также на поддержку промо-кампании фильма для проката и промо украинского кинематографа за пределами страны. В конечном итоге - это мизерные суммы, которых не хватает для достойного представления украинского киноиндустрии. И как результат – в работе и закончены десятки фильмов, о которых знают только в узких кругах, но на которые потрачены миллионы гривен. Это вопрос, который по непонятным причинам из года в год решить не удается из-за нормативных ограничений существующих в нашем законодательстве.
Также у нас отсутствует возможность получения финансовой поддержки на развитие проекта на его начальном этапе. Практика европейских кинофондов показывает, что предоставление поддержки происходит на всех этапах создания фильма – от девелопмента, производства до грантовой поддержки дистрибьюторам при прокате фильма. Такие инструменты являются мотивирующим фактором для всех участников и как результат повышают имидж национального продукта среди аудитории. В Украине для подачи проекта на Питчинг в Госкино необходимо предоставить уже готовый проект с полностью написанным сценарием, производственным бюджетом, календарным планом и др. На всю эту работу необходим бюджет. Для фильмов, ориентированных на широкую аудиторию, необходимы фокус-группы, исследования предпочтений и ожиданий аудитории, спроса, определение целевых групп. Вся эта работа требует бюджета, которого у украинских продюсеров просто нет.
В киноотрасли Украины все время наблюдается явный дисбаланс: да, кинопроизводство очень дорогостоящий процесс, но без тщательной подготовки и правильной стратегии дальнейшего продвижения готовый фильм будет невостребованным. У нас нет такого количества качественных кинопроектов, которые оправдывали бы настолько высокий бюджет для кинопроизводства (сумма, которая запланирована в бюджете 2017 – 500 млн. грн). Лучше пусть будет меньше фильмов, но более качественных и разнообразных. В Грузии, например, бюджет Национального киноцентра поделен пополам – половина на кинопроизводство, половина – продвижение образовательные инициативы. И как результат каждый, произведенный фильм имеет успешную фестивальную историю, прокат, продажи по всему миру, а один из них и номинацию на «Оскар» («Мандарин», реж. Заза Урушадзе).
Конечно, это задача не только уровня Государственного Агентства по вопросам кино. Это задача всех ветвей власти и постановка приоритетов в формировании культурной политики страны, создание бренда «украинского кино» и, конечно, в консолидированных усилиях всех игроков киноиндустрии: продюсеров, сценаристов, режиссёров, кинофестивалей, дистрибьюторов, кинотеатров и других.