В этом году Одесский кинофестиваль отпраздновал свое 7-летие. 7 лет – для нас большой срок, за который было много сделано, но еще большего предстоит достичь. За годы существования ОМКФ удалось стать по-настоящему зрительским кинофестивалем – нас любят и ждут. Конечно же, в этом году не обошлось без переаншлагов, которые были как на нашумевших фестивальных хитах, таких как «Джульетта», «Неоновый демон» и др., так и на украинских фильмах – к примеру, на фильме-участнике Национальной конкурсной программы «Моя бабушка Фанни Каплан».
Однако, главный «переаншлаг» Одесского кинофестиваля традиционно случается на второй день кинофестиваля, во время одного из самых ярких, и, безусловно, уникальных событий – open-air киноперформансе на Потемкинской лестнице в сопровождении симфонического оркестра. В этом году мы выбрали для показа фильм о Шерлоке Холмсе 1916 года режиссера Артура Бертеллета – один из самых знаковых фильмов про великого сыщика. Столетний юбилей, который кинолента отметила показом в Одессе, был особенно знаковым – ведь долгое время фильм считался утерянным и только в 2015 году Французская синематека объявила о том, что в архивах были найдены катушки с копиями киноленты. Конечно же, этот фильм заинтересовал нас своей уникальной историей, и мы хотели показать зрителям оригинальный образ известно сыщика – ведь именно в этой киноленте он впервые предстал в том виде, в котором мы знаем его до сих пор – в охотничьей шляпе, с трубкой и тростью. Над партитурой для симфонического оркестра мы работали более полугода, а музыкальное оформление написал специально для Одесского кинофестиваля один из лучших мировых композиторов для немого кино – Дональд Сосин. Я представляла киноленту со сцены, и могу сказать на личном опыте: это невероятное ощущение! 15 тысяч человек, которые собрались в одном месте в одно время, чтобы увидеть ту магию, которую дарит единение классики немого кино с живым исполнением симфонического оркестра.
Очень часто мы говорим, что при подготовке фестиваля важная каждая, даже казалось бы, мелкая деталь. У тебя всегда должен быть План Б – как выходить из ситуации, когда гость, который должен был представлять фильм – не вылетел? Что делать, если во время показа на Потемкинской лестнице начнется дождь? Кстати, в этом году нас ожидал неожиданный сюрприз, связанный именно с легендарной лестницей. В мае мы узнали, что ее планируют… закрыть на реконструкцию на все лето. Конечно, одна из самых красивых и кинематографичных лестниц Европы нуждается в обновлении и поддержании хорошего состояния, но закрывать один из главных туристических объектов Одессы, кинотеатр под открытым небом для ОМКФ, место проведения дня города, да еще и на весь летний сезон! Спасти показ на Потемкинской лестнице нам помогли и городские власти, и сам застройщик – понимая всю важность фестиваля для региона, они приостановили реконструкцию на один день, а также спланировали работы таким образом, чтобы сделать лестницу пригодной и безопасной для показа.
Традиционно, обладателя Гран-При одной из главных программ Одесского кинофестиваля – Международного конкурса выбирают зрители. После каждого показа они получают бюллетени, где оценивают фильм по шкале от 1 до 5. Нас часто спрашивают, почему по результатам голосования победил тот или иной фильм? Почему мнение зрителей разошлось с мнением жюри? Ответ простой – жюри и зрители оценивают фильмы по разным критериям. Члены жюри смотрят на кинофильм, как на продукт профессионального труда: оценивают работу сценаристов, режиссера, актеров, даже монтаж. В свою очередь, зрители голосуют руководствуясь эмоциями и сердцем. Потому, мне понятен выбор обладателя Гран-При этого года – британского road-movie «Кто горит, горит, горит». У этой картины большой зрительский потенциал – ведь она рассказывает о таких простых человеческих ценностях, как любовь, дружба, понимание, и все это приправлено элементами комедии.
Часто до фестиваля меня спрашивают о моих фаворитах, но я намеренно не называю какие-то конкретные фильмы, так как каждый фильм, представленный на ОМКФ - для меня важен и было бы неэтично выделять какой-то один. Но, конечно же, и у меня есть «любимчики» ☺
К примеру, фильм-участник Международной конкурсной программы «Привет из Фукусимы» Дорис Дерри – невероятно трогательный фильм с тонким юмором, который я рекомендую посмотреть каждому. Этот фильм был отмечен жюри ОМКФ-2016 за лучший актерский ансамбль. «Привет из Фукусимы» стал первым фильмом, который мы отобрали для участия в конкурсе сразу, после показа на Берлинале. Очень приятно, что Дорис Дерри – также одна из вдохновительниц движения за права женщин в киноиндустрии. Она даже создала организацию «Pro Quote Regie», объединяющую женщин-режиссеров. Кстати, примечательный факт – в этом году 70% фильмов в конкурсных программах ОМКФ снято женщинами
Драма «Незаконные» режиссера Адриану Ситтару, которая стала лучшим фильмом по версии жюри Одесского кинофестиваля, это настоящий подарок киноманам и эстетам. Молодой румынский режиссер Адриан Ситтару – яркий представитель «новой румынской волны», который привносит в зрительный зал особую атмосферу своего национального кинематографа.
Я помню, что черную комедию «Смерть от смерти» французского режиссера Ксавье Серона мы отобрали для конкурсной программы ОМКФ-2016 последней. Мы с нашим программным директором Антельмом Видо смотрели фильм на офисной кухне – к тому моменту кабинеты уже были переполнены сотрудниками, и это был самый тихий уголок, так как на обед ни у кого времени уже не было ☺ Как только мы его увидели, поняли, что этот фильм зрители ОМКФ обязательно оценят.
На этом мой личный список фаворитов – не заканчивается. О других фильмах и главных выводах Одесского международного кинофестиваля – читайте во второй части!