Победитель Национального конкурса Одесского международного кинофестиваля – фильм «Гнездо горлицы» режиссера Тараса Ткаченко. Это один из самых долгожданных украинских фильмов, который ранее был на Питчинге ОМКФ, а в 2015 году стал победителем секции Work in progress. Это яркий пример современного украинского кинематографа.
Еще один личный для меня фильм – «Родные» режиссера Виталия Манского. Не только потому, что это мой первый продюсерский опыт, но и потому, что тема фильма – близка и актуальна мне, и, наверное, каждому, кто проживает события в Украине. Через историю одной семьи Виталий Манский поднимает непростые темы, которые до сих пор вызывают резонанс в обществе.
Один из представителей Каннского лайн-апа – сатирическая комедия «Тони Эрдманн» была одним из самых ярких фаворитов по мнению кинокритиков. Однако, она так и не получила главную награду, после чего решение жюри подверглось шквалу критики. Но тем не менее, фильм продолжает собирать награды на других кинофестивалях, стала рекордсменом в прокате и номинантом от Германии на Оскар.
ОМКФ-2016: красные дорожки и звезды кино
В этом году состоялось важное для фестиваля событие – мы вернулись в Одесский Национальный академический театр оперы и балета, в котором прошли церемонии открытия и закрытия кинофестиваля. Мы как организаторы слышали аргументы «за» и «против» этого решения. Но я уверена, что оно было правильным: у Оперного театра уникальная история, которая делает его одним из главных культурных центров Одессы и всей Украины. В Оперном театре – абсолютно особая торжественная атмосфера, которая превращает церемонии в настоящий праздник кино.
Так как в этом году красную дорожку ОМКФ живо обсуждали, хочу расставить все точки над «i». Красные дорожки и торжественные мероприятия – обязательная часть для серьезного кинофестиваля, будь то Канны, Берлин или Венеция. Эта та самая публичная часть, которая у всех на виду – чтобы посмотреть на гостей на красной дорожке – не нужен билет, о ней много пишут, рассказывают во всех новостях, обсуждают, кто и как одет. Многие считают, что только из этого состоит фестиваль, снобы критикуют дресс-код, а кое-кто считает, что верхом изящества будет прощеголять по ней в джинсах и футболке. Однако, конечно же, смысл церемоний совсем в другом – придать торжественность моменту открытия фестиваля и позволить всем почувствовать себя причастными к большому событию в мире кино. С другой стороны, то, что красную дорожку ОМКФ обсуждают – хороший знак, ведь точно также пристально рассматривают и обсуждают наряды гостей на дорожке Канн, Берлина и других фестивалей.
Для многих престижность события измеряется наличием звезд, но, мне кажется, что есть более первостепенные вещи. На красной дорожке ОМКФ становится все больше международных, и, что главное, украинских кинематографитов. Пусть они все еще неизвестны массовому зрителю или читателю, но это добрый знак – значит, в нашем кинематографе появляется все больше новых имен, новых талантов, режиссеров, сценаристов, актеров, продюсеров и творцов. Проблема нашего восприятия – мы знаем «в лицо» только звезд шоу-бизнеса и совсем не знаем тех, кто стоит «за кадром».Так что, в следующий раз стоит задуматься – возможно, дело не в том, что нет звезд, возможно, дело в том, что вы их не знаете? Именно для этого и существует Одесский кинофестиваль.
ОМКФ-2016: Из чего состоит фестиваль?
Как я уже говорила, фестиваль – это не только красные дорожки – это огромное кино-событие, состоящее из многих секций и специальных событий. Главные программы ОМКФ - Международный и Национальный конкурс, а в этом году мы также открыли конкурс европейского документального кино. Есть также множество внеконкурсных программ: «Фестиваль фестивалей», «Гала-премьеры», «Специальные показы», ретроспективы, детская программа и секция, в которой мы показываем сериалы.
На фестивале также есть профессиональные события: секция «Film Industry Office», которая помогает представить свои проекты decision makers, и помогает им наладить профессиональные связи, а также узнать о новых перспективных картинах и событиях в сфере кинематографа. В этом году одним из главных событий секции стала дискуссия, посвященная участию Украины в программе Creative Europe и тем возможностям, которые эта программа открывает для Украины в сфере развития киноиндустрии и международного сотрудничества.
Также в рамках Одесского кинофестиваля проходит и другое профессиональное событие – Летний Кинорынок. Это единственная в стране площадка, где представители кинотеатральных сетей встречаются с дистрибьюторами, представителями технических компаний и обмениваются опытом, презентуют лайн-апы и представляют технические новшевства.
Помимо профессиональных событий, у нас также много других инициатив, связанных с кино. В какой-то момент их стало так много, что мы выделили их в отдельную категорию. Это и АРТ-ОМКФ: выставки и перформансы, созданные украинскими художниками, и посвященные теме кино. Также – Digital Media Day – образовательное мероприятие, во время которого лучшие зарубежные кинопрофессионалы рассказывают об инновациях в кинематографе. В этом году мы также впервые провели закрытую встречу OIFF Business Club, во время которой ведущие бизнес-визионеры и кино-визионеры делились своим вдохновляющим опытом и уникальными идеями. Мы хотим, чтобы на ОМКФ собирались не только зрители и кинопрофессионалы. Мы хотим, чтобы фестиваль стал настоящей коммуникационной площадкой для всех предствителей культурной среды.
ОМКФ-2016: команда супер-героев
Главная ценность Одесского кинофестиваля и одно из ключевых слагаемых успеха – это команда, которая целый год работает для того, чтобы 9 дней кинофестиваля прошли на высшем уровне. Именно они делают возможными, казалось бы, нереальные вещи, именно они никогда не говорят «это не моя работа» или «это меня не касается». Именно благодаря поддержке и отличной командной работе ОМКФ растет и развивается с каждым годом. В «низкий» период – до момента активной подготовки, нас всего 15 человек, а к фестивалю наша команда разрастается до 120 человек. Мы все делаем работу, которой не учат ни в одном ВУЗе, которую можно научиться делать «на отлично» только на личном (и не всегда простом) опыте. Но нам повезло: у нас достаточно постоянный состав – многие члены команды работают над фестивалем с самого первого года, а, соответственно, знают все «подводные камни» и могут накапливать и передавать уникальный опыт, к нам присоединяются профессионалы высокого уровня.
Работа на фестивале – это любовь к кино, к своему делу, опыт – вдохновляющий и, часто, непростой. Многие сотрудники, которые заняты только в период фестиваля, берут отпуск на основной работе, чтобы поработать у нас. И это лучшее доказательство того, что на ОМКФ не только зрители чувствуют уникальную атмосферу – команда фестиваля несет в себе огромный заряд энергии, к которому хочется возвращаться из года в год.
Как у каждой большой и дружной команды, у нас есть уникальные традиции. К примеру, в середине фестиваля мы обязательно фотографируемся все вместе, у фонтана одной из главных фестивальных локаций – Фестивального дворца.
В организации фестиваля нам помогают около 200 волонтеров. Это невероятно крутые ребята, каждый из которых влюблен в кино. Многие возвращаются к нам несколько лет подряд, а некоторые, даже, в последствии – становятся членами команды. Система работы с волонтерами совершенствуется каждый год – в зависимости от наших нужд мы набираем разное количество людей. В этом году, к нам приезжали ребята со всех уголков страны, а также было нетипично много мальчиков: 17% от общего числа. Очень важно понимать, что волонтеры, что это работа на чистом энтузиазме и желании стать частью уникальной атмосферы, что они – отличные помощники, которые вкладывают свое время, силы и средства в любимое дело – кино и кинофестивальное движение.
Каждый год после того, как фестиваль заканчивается, очень сложно и грустно расставаться с людьми, которые стояли с тобой плечом к плечу, делали, казалось бы, невозможное, материализовывали вещи из воздуха, и, при этом, всегда находили нужные слова, когда ты уставал и тебе необходимо было дружеское плечо. Всегда радует то, что мы увидимся в следующем году.