ГоловнаБлогиБлог Юлии Синькевич

Дневник отборщика: Берлинский кинофестиваль

В этом году 66-й Берлинский МКФ проходил с 11 по 21 февраля. Этот кинофестиваль наряду с Каннским и Венецианским крупнейший в Европе, однако он более ориентирован на прогрессивный, социально-политический кинематограф.

Фото: Юлия Синькевич

Могу сказать точно, что у каждого Берлин свой. Ты будто живешь в разных измерениях, которые иногда пересекаются, а иногда нет. Очень многое остается за кадром красных дорожек, за которыми обычно следят зрители. За кулисами кинозалов, например, огромный мир киноиндустрии, где мы, продюсеры и отборщики, договариваемся насчет дистрибьюции или финансирования. Это мир питчингов, где решается судьба молодых, только стартовавших проектов. Кстати, наш украинский фильм «Танк» победил в этом году на берлинском рынке ко-продукции, получив денежный приз в размере 10 тыс. евро на свое дальнейшее развитие.

В моем графике также всегда много встреч с коллегами, новыми и старыми партнерами, продюсерами, режиссерами, и институциями.

Фото: Юлия Синькевич

Фото с посольства Украины в Берлине. Выступает Филлипп Ильенко, глава Держкино.

Помимо этого, моя берлинская жизнь состоит из десятков кинопоказов, и для того, чтобы на них попасть, я пользуюсь небольшой уловкой – предпочитаю официальным киносмотрам утренние пресс-показы. Но даже опытный кинофестивальщик не застрахован от того, что билеты просто-напросто раскупят, ведь здесь, на Берлинале, синефилы даже спят в очереди, чтобы попасть на долгожданные фильмы.

Фото: Юлия Синькевич

Говоря о моем топе берлинских must see фильмов, из тех, что мне удалось посмотреть, ведь мешают не только очереди, но и банальное отсутствие времени (больше 500 фильмов и еще столько же картин на кинорынке), то это конечно же победитель «Море в огне» («Fire at the sea») Джанфранко Рози.

Документальная лента рассказывает о крошечном острове Лампедуза, который стал перевалочным пунктом для нелегальных иммигрантов из Африки. Жюри, возглавляемое Мерил Стрип, отдав «Золотого медведя» этой картине, решило привлечь внимание к острой политической ситуации в Европе – теме, которой было посвящено не мало фильмов программы Берлинского МКФ.

Кстати, в первый же день я схватила простуду, ожидая на улице Мерил Стрип после пресс-конференции. Моей любви к ней не помешала даже откровенно неприятнейшая берлинская погода, которая преследовала нас на протяжении всего фестиваля.

Фото: Юлия Синькевич

В конкурсе меня также впечатлило еще 2 азиатских фильма. Первый - это китайский «Против течения» («Crosscurrent») режиссера Ян Чао (Yang Chao).

Кадр из фильма «Против течения» («Crosscurrent»)
Кадр из фильма «Против течения» («Crosscurrent»)

Эта картина, снятая на берегах реки Янцзы, одновременно рассказывает о любви, о реке и о китайском обществе. Но больше всего меня поразила красота образов и виртуозность работы оператора, которая нашему зрителю может быть знакома по фильмам Вонг Кар Вая. Эта кинокартина заслужено получила «Серебренного медведя» за выдающийся вклад в искусство.

Второй – это филиппинская «Колыбельная скорбной тайне» («Hele Sa Hiwagang Hapis») Лав Диаса, который знаком киноманам своим пятичасовым дебютом «Север» («Norte»), представленным в каннском «Особом взгляде» в прошлом году. И хоть во многих рецензиях говорится, что берлинский конкурс слабее, чем его конкурент в Каннах, стоит признать смелость немецкого фестиваля – он не боится рисковать, отбирая в главный конкурс восьмичасовой черно-белый фильм. Лента медленно на гране истории и мифологии рассказывает про филиппинскую революцию в конце 19го века, когда Филиппины были еще испанской колонией. Но удивительно: фильм ни в коем случае не показался скучным зрителям, которые остались в зале до самого конца. Это как раз тот случай чисто кинофестивального экспириенса, чистого кино. Этот фильм получил приз Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве.

Продолжая тему смелых решений, в этом году Берлинале пустился в новую «авантюру», продиктованную тенденциями индустрии, открыв программу телесериалов. Так что теперь кинофестиваль класса А это не только интеллектуальное, эстетизированное кино, но и близкий большей аудитории телевизионный контент.

Хью Лори и Том Хиддлстон на презентации сериала «Ночной администратор»
Фото: Предоставлено Юлией Синькевич
Хью Лори и Том Хиддлстон на презентации сериала «Ночной администратор»

Еще один фильм, который я выделила для себя в конкурсной программе, это польская драма «Соединенные штаты любви» («United States of love») Томаша Василевска, рассказывающая 4 истории 4 женщин разного возраста, но у которых одна цель – изменить свою жизнь.

Берлинале – это не только конкурс, как я уже говорила в рамках зрительских смотров представлено больше полудюжины фильмов, и в параллельной программе «Panorama Special» мне понравилось 3 картины. Это «Я, Ольга Гепнарова» («I, Olga Hepnarova») - полнометражный игровой дебют режиссеров Петра Казда (Petr Kazda) и Томаша Вейнреба (Tomas Weinreb).

Черно-белая история последней женщины, приговоренной к смертной казни в Чехословакии за убийство восьмерых человек. После долгих лет исследований жизни Ольги Гепнаровой документалисты Петр Казда и Томаш Вейнреб, пытаются проследить путь ее внутренних трансформаций – от неблагополучного отрочества до решения в 22 года отомстить всему миру за это неблагополучие.

Еще одна черно-белая лента из Панорамы, что меня заинтересовала, – драма «Фукусима, любовь моя» («Fukushima, mon amour») Дорис Дёрри (Doris Doerrie). И снова мы видим в какой-то мере переосмысливание проблемы беженцев в историях тех, кому пришлось покинуть свои дома после аварии на японской АЭС. Но это так же история возвращения: главная героиня Мари помогает Сатоми, последней гейши Фукусимы, вернуться в свой дом и в свою жизнь, элементы которой так тщательно запечатлены документальным стилем Дёрри.

И наконец третий фильм - «Внезапно» («All of а sudden») Асли Озг (Asli Ozge) об одной ночи, которая, как видно из названия, внезапно изменила хорошо организованную, налаженную жизнь главного героя Карстена. Что именно произошло этой ночью с загадочной девушкой Анной, которая погибла в квартире Карстена, на протяжении всего фильма вместе с его друзьями и родными пытается выяснить зритель. Режиссер в начале фильма лишь предупреждает словами шекспировского Гамлета, что «нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым».

Подводя итоги, конечно же хочется сказать и об украинском кино. К сожалению, пока в Берлине наших фильмов крайне мало. В официальной программе участвовало всего 2 картины - «Мариуполис» режиссера Мантаса Кведаравичюса в «PANORAMA Dokumente» и короткий метр «Без тебя» Наримана Алиева в «GENERATION 14 plus».

Хоть «Мариуполис» и миноритарная копродукционная картина, однако рассказывает историю украинского города. В ней режиссер Мантас Кведаравичюс выразил свой европейский взгляд на ситуацию в нашей стране.

Фото: Юлия Синькевич

Фото с презентации фильма «Мариуполис». Слева посол Украины в Германии Андрей Мельник и Анна Паленчук продюсер фильма.

Как я уже отмечала, Берлинале социально и политически ориентированный фестиваль. Европейское киносообщество не забывает и про нашего украинского режиссера Олега Сенцова. Перед показом документальной ленты «Мариуполис» прошла акция в поддержку Олега.

Акция в поддержку Олега Сенцова
Фото: Юлия Синькевич
Акция в поддержку Олега Сенцова

Юлия Синькевич Юлия Синькевич , Генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram