Могу сказать точно, что у каждого Берлин свой. Ты будто живешь в разных измерениях, которые иногда пересекаются, а иногда нет. Очень многое остается за кадром красных дорожек, за которыми обычно следят зрители. За кулисами кинозалов, например, огромный мир киноиндустрии, где мы, продюсеры и отборщики, договариваемся насчет дистрибьюции или финансирования. Это мир питчингов, где решается судьба молодых, только стартовавших проектов. Кстати, наш украинский фильм «Танк» победил в этом году на берлинском рынке ко-продукции, получив денежный приз в размере 10 тыс. евро на свое дальнейшее развитие.
В моем графике также всегда много встреч с коллегами, новыми и старыми партнерами, продюсерами, режиссерами, и институциями.
Фото с посольства Украины в Берлине. Выступает Филлипп Ильенко, глава Держкино.
Помимо этого, моя берлинская жизнь состоит из десятков кинопоказов, и для того, чтобы на них попасть, я пользуюсь небольшой уловкой – предпочитаю официальным киносмотрам утренние пресс-показы. Но даже опытный кинофестивальщик не застрахован от того, что билеты просто-напросто раскупят, ведь здесь, на Берлинале, синефилы даже спят в очереди, чтобы попасть на долгожданные фильмы.
Говоря о моем топе берлинских must see фильмов, из тех, что мне удалось посмотреть, ведь мешают не только очереди, но и банальное отсутствие времени (больше 500 фильмов и еще столько же картин на кинорынке), то это конечно же победитель «Море в огне» («Fire at the sea») Джанфранко Рози.
Документальная лента рассказывает о крошечном острове Лампедуза, который стал перевалочным пунктом для нелегальных иммигрантов из Африки. Жюри, возглавляемое Мерил Стрип, отдав «Золотого медведя» этой картине, решило привлечь внимание к острой политической ситуации в Европе – теме, которой было посвящено не мало фильмов программы Берлинского МКФ.
Кстати, в первый же день я схватила простуду, ожидая на улице Мерил Стрип после пресс-конференции. Моей любви к ней не помешала даже откровенно неприятнейшая берлинская погода, которая преследовала нас на протяжении всего фестиваля.
В конкурсе меня также впечатлило еще 2 азиатских фильма. Первый - это китайский «Против течения» («Crosscurrent») режиссера Ян Чао (Yang Chao).
Эта картина, снятая на берегах реки Янцзы, одновременно рассказывает о любви, о реке и о китайском обществе. Но больше всего меня поразила красота образов и виртуозность работы оператора, которая нашему зрителю может быть знакома по фильмам Вонг Кар Вая. Эта кинокартина заслужено получила «Серебренного медведя» за выдающийся вклад в искусство.
Второй – это филиппинская «Колыбельная скорбной тайне» («Hele Sa Hiwagang Hapis») Лав Диаса, который знаком киноманам своим пятичасовым дебютом «Север» («Norte»), представленным в каннском «Особом взгляде» в прошлом году. И хоть во многих рецензиях говорится, что берлинский конкурс слабее, чем его конкурент в Каннах, стоит признать смелость немецкого фестиваля – он не боится рисковать, отбирая в главный конкурс восьмичасовой черно-белый фильм. Лента медленно на гране истории и мифологии рассказывает про филиппинскую революцию в конце 19го века, когда Филиппины были еще испанской колонией. Но удивительно: фильм ни в коем случае не показался скучным зрителям, которые остались в зале до самого конца. Это как раз тот случай чисто кинофестивального экспириенса, чистого кино. Этот фильм получил приз Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве.
Продолжая тему смелых решений, в этом году Берлинале пустился в новую «авантюру», продиктованную тенденциями индустрии, открыв программу телесериалов. Так что теперь кинофестиваль класса А это не только интеллектуальное, эстетизированное кино, но и близкий большей аудитории телевизионный контент.
Еще один фильм, который я выделила для себя в конкурсной программе, это польская драма «Соединенные штаты любви» («United States of love») Томаша Василевска, рассказывающая 4 истории 4 женщин разного возраста, но у которых одна цель – изменить свою жизнь.
Берлинале – это не только конкурс, как я уже говорила в рамках зрительских смотров представлено больше полудюжины фильмов, и в параллельной программе «Panorama Special» мне понравилось 3 картины. Это «Я, Ольга Гепнарова» («I, Olga Hepnarova») - полнометражный игровой дебют режиссеров Петра Казда (Petr Kazda) и Томаша Вейнреба (Tomas Weinreb).
Черно-белая история последней женщины, приговоренной к смертной казни в Чехословакии за убийство восьмерых человек. После долгих лет исследований жизни Ольги Гепнаровой документалисты Петр Казда и Томаш Вейнреб, пытаются проследить путь ее внутренних трансформаций – от неблагополучного отрочества до решения в 22 года отомстить всему миру за это неблагополучие.
Еще одна черно-белая лента из Панорамы, что меня заинтересовала, – драма «Фукусима, любовь моя» («Fukushima, mon amour») Дорис Дёрри (Doris Doerrie). И снова мы видим в какой-то мере переосмысливание проблемы беженцев в историях тех, кому пришлось покинуть свои дома после аварии на японской АЭС. Но это так же история возвращения: главная героиня Мари помогает Сатоми, последней гейши Фукусимы, вернуться в свой дом и в свою жизнь, элементы которой так тщательно запечатлены документальным стилем Дёрри.
И наконец третий фильм - «Внезапно» («All of а sudden») Асли Озг (Asli Ozge) об одной ночи, которая, как видно из названия, внезапно изменила хорошо организованную, налаженную жизнь главного героя Карстена. Что именно произошло этой ночью с загадочной девушкой Анной, которая погибла в квартире Карстена, на протяжении всего фильма вместе с его друзьями и родными пытается выяснить зритель. Режиссер в начале фильма лишь предупреждает словами шекспировского Гамлета, что «нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым».
Подводя итоги, конечно же хочется сказать и об украинском кино. К сожалению, пока в Берлине наших фильмов крайне мало. В официальной программе участвовало всего 2 картины - «Мариуполис» режиссера Мантаса Кведаравичюса в «PANORAMA Dokumente» и короткий метр «Без тебя» Наримана Алиева в «GENERATION 14 plus».
Хоть «Мариуполис» и миноритарная копродукционная картина, однако рассказывает историю украинского города. В ней режиссер Мантас Кведаравичюс выразил свой европейский взгляд на ситуацию в нашей стране.
Фото с презентации фильма «Мариуполис». Слева посол Украины в Германии Андрей Мельник и Анна Паленчук продюсер фильма.
Как я уже отмечала, Берлинале социально и политически ориентированный фестиваль. Европейское киносообщество не забывает и про нашего украинского режиссера Олега Сенцова. Перед показом документальной ленты «Мариуполис» прошла акция в поддержку Олега.