Сегодня на рассмотрении парламента находится ряд инициатив с благой целью, но с сомнительным содержанием. А именно, проект Закона «Об Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений» р.н. №3040, проект Закона «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно отдельных вопросов наложения ареста на имущество с целью устранения коррупционных рисков при его применении» р.н. №2540а и проект Закона «О внесении изменений в Уголовный и Гражданский кодексы Украины относительно совершенствования института специальной конфискации с целью устранения коррупционных рисков при ее применении р.н. №2541а. Благость цели состоит в том, что эти проекты призваны найти и вернуть в Украину сотни миллионов долларов вывезенных активов, но дьявол как известно кроется в деталях.
Удар 1. Закон о Нац. агенстве, с одной стороны, предлагает закрепить на законодательном уровне институциональный механизм розыска активов, подлежащих аресту, их возврат и управления арестованными активами, а также определить правовые основы организации и деятельности отдельного независимого органа, ответственного за осуществление такой деятельности. Но с другой стороны вводит в правовое поле институт «узаконенного рейдерства»
Что я имею ввиду – законопроект предусматривает такую функцию Национального агентства как управление активами. Оно может осуществляться в отношении активов, на которые наложен арест в уголовном производстве. Указанные активы принимаются в управление на основании постановления следственного судьи или суда, или согласия владельца активов. Управление активами может осуществлять как само Агентство так и другие лица по договору.
Вот как это будет выглядеть в жизни, по, например, сообщению в прессе возбуждается уголовное дело в отношении лица, не дожидаясь вынесения решения по делу или даже вынесения подозрения лицу, накладывается арест на его активы, имущество лица передается в управление сначала Агентству, а потом от Агентства другим лицам на время рассмотрения дела в суде. Дело в суде плохой юрист может затянуть года на два, а хороший делать это вечно, в итоге имущество вышло из управления законного владельца.
Удар 2. Первый закон создает довольно сильный коррупционный механизм, но следующие два, о которых будет идти речь, делают этот механизм мощнейшим.
Проект 2540а предоставляет возможность накладывать арест на имущество любых лиц, если оно может быть использовано в качестве доказательства в уголовном производстве, или к нему может быть применена специальная конфискация. То есть для наложения ареста на ваше имущество вам даже не обязательно быть фигурантом дела! Я думаю, не следует объяснять какой эффект будет, если наложить арест на активы предприятия, например на полгода, пока не окажется, что никто не виноват.
А проект 2541а дает возможность применения института специальной конфискации при совершении любого преступления или общественно опасного деяния, содержащего признаки преступления независимо от того, предусмотрена такая мера уголовно-правового характера в санкции статьи или нет. Ранее такая процедура проводилась только по некоторым коррупционным преступлениям.
Соответственно, учитывая уровень коррумпированности судов, мы получим эффективную возможность по надуманному уголовному делу забрать любое имущество у любого человека.