Наши в Питере
«Куда торопитесь? На «Украинских злых»? - с интересом расспрашиваю молодых ребят, спешащих на фестивальный показ в питерском Доме кино. «Ага. У нас украинские корни, интересно, какое кино снимают на Родине. Мы и не помним, когда в последний раз фильмы из Украины можно было хоть где-то увидеть», - охотно объясняют в ответ.
На единственном сеансе украинских короткометражек в рамках фестиваля «Послание к Человеку» в большом зале Дома кино настоящий аншлаг. Причём, среди зрителей замечаю не только молодёжь, но и людей старшего возраста. Представлявшая программу председатель Государственного агентства по вопросам кино Украины Екатерина Копылова (вместе с также приехавшим в Питер продюсером Денисом Ивановым) не скрывает своих эмоций: «В этом городе удивительно благодарная публика. Редко сталкиваешься с залом, где так реагируют на фильм. Зритель здесь любопытен и образован, поэтому я рада представить программу украинского короткометражного кино на «Послании к Человеку».
Арт-директор фестиваля Игорь Гуськов также не скрывает, что ждёт истинного прорыва от украинского кино. Шутка ли: сейчас в нашей стране практически завершены съёмки двенадцати полнометражных фильмов одновременно, большинство из которых украинские зрители смогут увидеть уже в следующем году. «Двадцать лет наше кино было в глубокой спячке, но теперь всё изменилось», - отметила Екатерина Копылова.
Формування нового покоління українських кінематографістів – це одне з основних завдань сьогодні. При наданні фінансування дебютним проектам надається особлива увага, але одного фінансування замало - треба ще вчити і спрямовувати.
В том, что украинский кинематограф будет в состоянии удивить, засвидетельствовала картина «Ядерные отходы» Мирослава Слабошпицкого, показанная в рамках основной международной конкурсной программы «Послания к Человеку», а незадолго до этого получившая гран-при конкурса «Границы шока» на фестивале «Киношок» (Анапа) и приз «Серебряный леопард» Международного кинофестиваля в Локарно. Своей лаконичной откровенностью фильм близок к творчеству австрийца Ульриха Зайдля. Неудивительно, что в Санкт-Петербурге ему удалось шокировать не готовых к такому зрелищу завсегдатаев фестиваля. Не имеющий ничего общего с замшелой традиционной оптикой постсоветского украинского кино фильм «Ядерные отходы» даёт изрядную толику надежды на возрождение отечественного кинематографа.
Плюсы и минусы нынешнего «Послания»
Подобных актуальных (и даже радикальных) высказываний на нынешнем фестивале было немало. В этом — заслуга новой команды «Послания к Человеку». Выросший из документальной секции Московского международного кинофестиваля и основанный в 1989 году в Ленинграде по инициативе местного режиссёра Михаила Литвякова этот фестиваль довольно быстро стал одним из крупнейших смотров документального кино в Европе. В разные годы его гостями, членами жюри и участниками становились Тонино Гуэрра, Юрис Подниекс, Мераб Мамардашвили, Кира Муратова, Александр Сокуров, Годфри Реджио, Бахман Гхобади, Сергей Овчаров и многие другие.
Пожалуй, самым ярким событием за всю историю фестиваля стало приглашение в Санкт-Петербург в 2001 году 98-летней Лени Рифеншталь. Специальная программа «Документальное кино в тоталитарных государствах», в рамках которой были показаны фильмы Дзиги Вертова и самой Рифеншталь породила ожесточённые споры в тогдашнем российском обществе. Власть Санкт-Петербурга запретила показ «Триумфа воли» в государственном кинотеатре «Аврора», а в последующие два года Михаил Литвяков вынужден был давать объяснения в разных инстанциях, вплоть до прокуратуры РФ и Госдумы.
В последующие годы судьба фестиваля сложилась нелегко. По словам режиссёра и председателя жюри национального конкурса нынешнего смотра Марины Разбежкиной, она очень боялась, что на сеансах будут по-прежнему пустые залы. Однако самую большую «подлянку» старейшему питерскому кинофестивалю учинили питерские власти, горячо поддержавшие идею успевшего оскандалиться на своём посту председателя местного комитета по культуре (теперь уже бывшего), кинорежиссёра Дмитрия Месхиева об объединении сразу нескольких крупных киносмотров Северной Пальмиры в единый «Международный Кинофорум».
В итоге, питерским киноманам приходилось в прямом смысле слова разрываться между многочисленными киноплощадками, на каждой из которых проходило что-то интересное и уникальное. От этого, безусловно, проиграл как сам Кинофорум, так и «Послание к Человеку». Хотя, объективности ради, стоит отметить слабую работу пиарщиков, координаторов и пресс-службы последнего: некоторые важные события фестиваля проходили незамеченными (и, разумеется, в полупустых залах) как раз по их вине. Среди них — гала-показ успевшего стать легендарным документально-игрового фильма «А есть ли там театр?..» с участием режиссёра Наны Джанелидзе и героем картины Кахи Кавсадзе, с невероятным трудом приглашённых из Грузии. Незамеченным остался визит выдающегося британского авангардиста Билла Моррисона. По чьей-то глупости забыли представить зрителям героев замечательного фильма Анастасии Винокуровой «Вооружён и не очень опасен» (ФРГ). По какой-то причине были сорваны показы нашумевшей картины о рождении «красных бригад» в Италии 1960-х «Роман о бойне» одного из главных итальянских кинорежиссёров современности Марко Тулио Джорданы.
Весьма невнятной была концепция отбора фильмов в главный международный конкурс «Послания к Человеку». Так, осталось непонятным, что зацепило отборщиков в банальнейшей картине «Чай или электричество» бельгийца Жерома Ле Мера. Эта «эпическая лента» (по выражению, видимо, самого режиссёра) показывает историю живущего без электричества крошечного селенья в горной местности Марокко. Ле Мер демонстрирует убогость жизни местных жителей и повествует о том, как в их деревушку подводят долгожданный свет. Лишённая глубины лента напоминает небольшой очерк из какой-нибудь газеты: «Жили-были сирые да убогие, пока люди с большого города не зажгли им «лампочку Ильича».
Разочаровала и израильская картина «Колаборационист и его семья» Рути Шац и Ади Бараша. Хотя авторы могли бы использовать сюжет (история о том, что предателя своего народа не ждёт ничего хорошего ни в родной стране, ни в той, на которую он работал) мог бы превратить его как в напряжённый политический триллер, так и в глубокую психологическую драму.
О геях и «транслитках»
«Скандальная карта» на нынешнем «Послании к Человеку» была разыграна вокруг фильма «Клип» Майи Милош, победившего на Роттердамском кинофестивале и совершенно не замеченного на последнем Московском МКФ. Видимо, с целью привлечь внимание к фестивалю его организаторы пригласили в качестве члена жюри международного конкурса саму Милош (хотя изначально планировали позвать исполнительницу главной роли, совсем ещё юную Исидору Симийонович) и даже анонсировали показ фильма, так и не получившего прокатное удостоверение в России. Позднее в масс-медиа появилось сообщение о том, что «Клип» был изъят из программы по требованию учредителей киносмотра.
- Фильм никуда не девался. Признаюсь откровенно, что не всё так просто, и для меня ситуация представляется удивительной и не совсем понятной. Я боюсь рисковать фестивалем, но веду переговоры и не исключаю, что показ «Клипа» может состояться, - заявил накануне закрытия фестиваля президент МКФ «Послание к Человеку» Алексей Учитель. Он также отметил, что демонстрация этой картины не противоречит российскому законодательству: «Мало того, он ведь спокойно был показан в Москве».
Однако «Клипа» в Санкт-Петербурге так никто и не увидел. В чём причина, выяснить уже буквально на следующий день было не у кого: не дождавшись окончания фестивальных показов Учитель уехал из города.
Большого скандала организаторы ждали от показа в международном конкурсе экспериментального фильма «Транслитки» (She-Male Snails /Pojktanten) 30-летнего шведского режиссёра Эстера Мартина Бергсмарка. «Волшебный, исключительный, чувствительный фильм, посвящённый различным аспектам меняющегося андрогинного тела» (именно так представлен он в фестивальном каталоге) успел получить призы на кинофестивалях в Гётеборге и Лос-Анджелесе. Эта манерная документальная сказка повествует о двух дивных существах – мальчиках-колокольчиках с нежными девичьими душами, которые, видимо, из нежелания называться геями, причислили себя к вымышленному третьему полу. Отсюда и название – герои-транссексуалы, прячущие свою сущность в панцирь, как улитки.
- В данный момент в Швеции идут большие дебаты по поводу полов. В первую очередь это связано с тем, что транссексуалы становятся всё более заметными на улицах, - рассказал Эстер Мартин Бергсмарк. – В шведском даже появилось новое слово, обозначающее третий род. Кто-то доволен этим, многие – нет. Но настоящий взрыв произошёл в прошлом году, когда в нашей стране вышло сразу две нашумевшие книги, в которых использовался только третий род. Что касается моего фильма, то в некоторых странах, особенно в Боснии, он вызвал невероятно ожесточённую реакцию. Даже удивительно, что в Санкт-Петербурге, известным тем, что здесь первыми в России начали вести открытую борьбу с гомосексуализмом, показы прошли очень спокойно. Но я хотел бы ещё раз приехать в этот город позднее, чтобы показать фильм местному гей-сообществу и обсудить его.
По словам режиссёра, несмотря на документальную основу фильма, он попытался его максимально визуализировать, «чтобы продемонстрировать разницу между мужчинами и женщинами, между цивилизацией и природой и размыть этот образ». Такое «послание из Швеции» на фестивале поддержали многие. Картина Бергсмарка получила несколько второстепенных призов, что вызвало дикий восторг у Эстера Мартина и его друга. То ли в шутку, то ли всерьёз, вручая одну из наград кинофеста на церемонии его закрытия в первом павильоне Ленфильма, писатель Виктор Ерофеев поприветствовал всех от имени «лесбиянок, гомосексуалистов, а также коммунистов, либералов, демократов и церкви». Горячо поддержанную публикой волну восторга - «надоели нам (обычные) мужчины и женщины, даёшь третий пол!» - подхватила и ведущая церемонии Екатерина Мцитуридзе.
Небесталанных «Транслиток» всё же трудно не уличить в фальши. «В фильме я увидела измученных жутким комплексом неполноценности геев, которые строят из себя обиженных обществом и обвиняющих всех вокруг в своей ущербности. И их причисление к третьему полу не более чем поза. В них нет ничего женского. Они ведут себя как пацаны: красуются собой, плюются, их жесты выдают их ложь», - отметила после просмотра одна из зрительниц.
Впрочем, это далеко не первый выход на культурную сцену мнимых ли или истинных трансгендеров. Но несравнимо более глубоким и честным здесь остаётся творчество уникального певца, поэта и художника Энтони Хегарти, как известно, отказавшегося вначале от данного богом пола, а затем и от самого христианского бога. И выработавшего свою систему духовных принципов, основанную на взглядах натурфилософов, радикальных экологов, феминисток и верований североамериканских индейцев.