Сначала немного фактов.
Что такое Украинский культурный фонд? Это новосозданная институция, которая будет на конкурсной основе распределять деньги на проекты в сфере культуры. В этом году по статье “Забезпечення функціонування Українського культурного фонду” в государственном бюджете выделили 200 млн грн.
Структура фонда такова: сверху и на общественных началах – Глава фонда и Наблюдательный совет (первая уже назначена, второй – сформирован), затем – исполнительный директор фонда, который будет заниматься непосредственной работой институции и формированием экспертных советов, и Дирекция фонда, которая формирует стратегию институции и т.д. Все это можно прочитать, при желании, в тексте закона.
Глава фонда назначается Наблюдательным советом на 4 года. Две каденции подряд один и тот же человек отбывать не может.
В Наблюдательный совет, согласно закону, входит 9 человек – двое делегируются Президентом Украины, двое – Министерством культуры, двое – учреждениями культуры и еще двое – общественностью (последние четыре кандидатуры выбираются интернет-голосованием). 9-й – глава фонда.
В Набсовет фонда, таким образом, вошли:
– от президента: Александр Богуцкий, президент телеканала ICTV и Ада Роговцева;
– от Минкульта: Юлия Литвинец, директорка Национального художественного музея, и Александр Книга, директор Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им.Н.Кулиша и депутат Херсонского облсовета – ныне безпартийный, но избрался от партии “УКРОП”;
– от учреждений культуры: Алексей Кужельный, худрук театра “Сузір’я”, и Алла Гордиенко, генеральная директорка Национальной библиотеки Украины для детей;
– от общественности: Владислав Корниенко, ректор Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусства, и Сергей Семкин, руководитель Ассоциации “Индустриальный телевизионный комитет”.
Возглавляет Набсовет, созывает его заседания и координирует работу Глава фонда, то есть, Марина Порошенко.
По сути, главная функция первой леди на новой для нее должности – адвокационная. В министерстве культуры надеются, что наличие жены президента государства во главе такой важной институции, как Культурный фонд, придает последней статус и поможет привлечь больше внимания, а – делаем мы вывод, – соответственно, и финансирования. По закону, фонд может наполняться как бюджетными деньгами, так и не бюджетными – и большой вопрос, откуда будут браться последние.
Любой менеджер культуры, который не работает в государственном секторе, расскажет вам, как сложно достать финансирование на свои проекты – без закона о меценатстве, который стимулировал бы бизнес направлять деньги на культуру в обмен на налоговые льготы или другие механизмы, облегчающие жизнь. Возможно, Марина Порошенко – тот человек, который сможет собрать больше денег в эту странную корзину под названием “Украинский культурный фонд”. Очевидно (но мы не будем утверждать, а лишь предполагаем), такими соображениями делились члены наблюдательного совета, когда выдвигали Марину Порошенко на главу фонда и представляли ее кандидатуру министру.
Естественно, фигура первой леди не вчера возникла на горизонте – как LB.ua раньше писал, закон об Украинском культурном фонде создавался под ее неформальным патронатом. Кроме того, министр культуры Евгений Нищук об этом говорил в интервью. Так что последующее назначение Марины Порошенко на пост главы фонда – это официальное закрепление ее покровительства.
Чем чревато такое назначение? Очевидно, снижением доверия к Украинскому культурному фонду как совершенно новой институции – украинская традиция недоверия к власть имущим сегодня сильна, как никогда, и на первую леди она тоже распространяется (плюс, все помнят строительство “Детской больницы будущего” Катериной Ющенко).
В законе значится: “Головою Фонду призначається особа, яка є фахівцем у сфері культури, має бездоганну ділову репутацію, високий суспільний авторитет, вільно володіє державною мовою, володіє іноземною мовою - однією з офіційних мов Ради Європи”, и по первому пункту у Марины Порошенко явный пробел. Несмотря на свою благотворительную деятельность и присутствие на открытиях выставок и книжных ярмарках, публично первая леди не проявляла себя как адвокат украинской культуры. Во всяком случае, в той степени, чтобы к ней не возникло вопросов при назначении на такую большую публичную должность.
Что дальше? Конкурс на главный пост в Украинском культурном фонде – исполнительного директора фонда, работа которого оплачивается и реально влияет на распределение средств фонда.
Цитата из закона:
“Виконавчий директор Фонду здійснює такі повноваження:
- організовує та здійснює управління поточною діяльністю Українського культурного фонду;
- забезпечує моніторинг реалізації проектів, що здійснюються за підтримки Українського культурного фонду;
- приймає рішення про відсторонення експерта від участі в експертному відборі проектів, реалізація яких здійснюватиметься за підтримки Українського культурного фонду, за наявності конфлікту інтересів;
- звертається до Голови Наглядової ради Фонду з пропозицією про проведення засідання Наглядової ради Фонду;
- виконує інші повноваження відповідно до цього Закону, Положення про Український культурний фонд та Регламенту Дирекції Фонду”.
Конкурс на пост директора пройдет с 22 января по 2 февраля – сроки очень сжатые, а хайп по поводу главы фонда может заглушить новость об этом конкурсе и не дать экспертам спокойно проследить за ним, принять в нем участие и обсудить кандидатов (за новостями о фонде нужно следить на сайте министерства культуры). Главная проблема тут – катастрофическая нехватка кадров. А еще учтите, что на носу – конкурс на пост директора Украинского института (конкурс проводит МИД, сейчас отбираются члены конкурсной комиссии), дипломатической институции, которая будет популязирировать украинскую культуру за границей.
Назначение членов наблюдательного совета культурная общественность уже прошляпила – было видно, что в среде обсуждались результаты голосований, а о самом отборе кандидатов знали мало и институции даже не регистрировались в качестве субъектов голосования. Теперь Набсовет в том составе, какой есть (срок работы членов совета – три года; один и тот же человек не может занимать этот пост больше двух сроков подряд), назначит исполнительного директора и дирекцию фонда. Какими они будут и насколько прозрачно пройдет назначение, зависит в том числе и от профессиональной среды в сфере культуры, которая напрямую заинтересована в том, чтобы Украинский культурный фонд работал на прозрачных основаниях.