ГоловнаБлогиБлог Олега Батурина

«Для хорошего кино нет границ»

В этом убеждён основатель и директор Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос», известный армянский кинорежиссёр, оператор, сценарист и продюсер Арутюн Хачатрян.

Справа - Арутюн Хачатрян, посередине - Фанни Ардан на фестивале "Золотой абрикос"
Фото: gaiff.am
Справа - Арутюн Хачатрян, посередине - Фанни Ардан на фестивале "Золотой абрикос"

Армянское кино и в советские-то годы почти всегда пребывало в тени более прославленной продукции соседних и братских киностудий – «Грузия-фильм», «Мосфильм», «Ленфильм». Однако снятые в республике выдающиеся картины Артавазда Пелешяна, Генриха Маляна, Эдмонда Кеосаяна, Альберта Мкртчяна, Сергея Параджанова и других режиссёров чтимы до сих пор и имеют множество поклонников, не обязательно из числа этнических армян либо тех, кто влюблён в культуру этого гордого и древнего народа.

С распадом Союза распались многие былые связи. И лишь теперь, после десятилетий неведения завсегдатаи международных кинофестивалей с удивлением открывают для себя потрясающие работы молодых кинематографистов из Латвии, Эстонии, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана. Таким же открытием для зрителей на ряде российских кинофестивалей стал и новый украинский кинематограф. Отборщики крупнейших международных кинофестивалей представленную на последнем питерском «Послании к Человеку» программу «Украинские злые» назвали самой интересной и наиболее перспективной частью всего кинофорума.

Познакомиться с двумя новыми работами армянских кинематографистов во время Киевского международного кинофестиваля «Молодость-2012» смогли и украинские зрители. Одна из них – «Если б все…» (Yet’ye bolory…) Натальи Беляускене некоторые критики даже окрестили этаким «Белорусским вокзалом» по-армянски. Её героиня – российская девушка Саша – приезжает в Нагорный Карабах (Арцах), чтобы посадить берёзку на могиле отца, погибшего во время армяно-азербайджанской войны.

Также на «Молодости» побывал легендарный армянский кинодокументалист, основатель и директор Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос» Арутюн Хачатрян. В своё время его фильм «Конд», посвящённый старейшему кварталу в центре армянской столицы, получил приз «Молодости» - тогда ещё всесоюзного смотра студенческих короткометражных фильмов. На сей раз Арутюн Хачатрян стал членом международного жюри, и в перерыве между просмотрами ответил на вопросы LB.ua.

Андрей Халпахчи (слева) и Арутюн Хачатрян (справа) на презентации кинофестиваля "Золотой абрикос" на
"Молодости"
Фото: molodist.com
Андрей Халпахчи (слева) и Арутюн Хачатрян (справа) на презентации кинофестиваля "Золотой абрикос" на "Молодости"

- Господин Хачатрян, и «Конд» и ваш последний по времени фильм «Граница» отличает отсутствие диалогов в кадре. Это картины без слов. Вы сознательно не используете их в своих работах?

- Когда смотришь на людей и их жизнь, на всё, что окружает меня, я слов не слышу. Хотя у меня есть фильмы, герои которых много говорят, в особенности, когда рассказывают о себе. Но вообще в кино для меня слова не важны. Главное в нём – изображение, картина. Слова же – это литература. И они, как правило, мешают хорошему фильму.

- Как вы решили стать документалистом?

- Я работал помощником киномеханика, вместе с которым мы ездили по горным деревням Грузии (я вырос в Ахалкалаки) и показывали там одну и ту же картину по 3-4 месяца. Часто крутить фильм мне приходилось самому. И в какой-то момент стало скучно показывать одно и то же, и я стал укорачивать картины. Например, те места, которые мне не нравились или казались слишком затянутыми, я попросту вырезал. Благодаря этому становились короче и сеансы. Но очень скоро я задумался: а кто эти люди, кто снимает все эти фильмы? Поэтому решил поехать в Ереван и поступить в киношколу. Но тогда я плохо говорил, заикался и мне заявили, что я не смогу работать ни в театре, ни в кино. Семь лет я продолжал подавать свои документы, пока не был принят на отделение режиссуры Ереванского педагогического института им. Абовяна.

К этому времени я решил, что буду снимать не игровое, а документальное кино, в котором не нужны актёры. Отчасти это было связано с боязнью того, что актёры меня просто не поймут из-за плохой речи.

- На «Молодости» существует национальный конкурс, который часто критикуют из-за невысокого художественного уровня многих украинских фильмов. Есть национальный армянский конкурс и на «Золотом абрикосе». По каким критериям вы отбираете для него фильмы? Вы пытаетесь показать действительно лучшее либо максимально познакомить зрителя с тем, что было снято в Армении за год?

- Главное – показать, что было сделано за прошедший год. Мы ведь понимаем, что иногда у авторов получаются очень слабые фильмы. И совсем неплохо, что все они – и хорошие, и плохие, такие разные – собраны в одной программе. К тому же, это даёт возможность понять, что творится в нашей стране. Хотя мы стараемся включать в эту панораму фильмы, которые снимают выходцы из Армении в Канаде, США, Иране, Франции и других странах.

- По каким критериям вы отбираете фильмы для «Золотого абрикоса»? Вы стараетесь, прежде всего, просвещать, воспитывать зрителя?

- У большинства зрителей, к сожалению, плохой вкус. Они преимущественно любят сериалы и «лёгкое» кино.

Конечно, так было не всегда. В 1970-е годы в Ереване существовали кинолектории, которые посещало много людей. С распадом Союза и из-за экономических проблем мы потеряли этого зрителя и теперь пытаемся воспитать его снова, показывая на «Золотом абрикосе» лучшие образцы авторского кино. На первых наших фестивалях на многих сеансах сидело всего 10-15 человек, а теперь мы практически всегда собираем полные аншлаги. За семь дней к нам приходит 50 тысяч зрителей, и это притом, что показы идут всего-навсего в двух кинотеатрах. Приезжают на фестиваль зрители и из других стран.

На фестивальных, так называемых «трудных» фильмах в Армении не заработаешь много денег, поэтому кинопрокатчикам они совершенно не интересны. Поэтому мы собираем лучшее, что было снято за год в мире. Между фестивалями проводим мастер-классы, семинары, печатаем книги, каталоги, открыли свою киношколу. Работы очень много. Для этого, собственно, мы и создали «Золотой абрикос», чтобы пробудить у людей желание снимать кино, желание творить. И стараемся делать всё для того, чтобы это уровень этих фильмов был высоким.

- В программе «Золотого абрикоса» нередко можно увидеть фильмы турецких режиссёров. Учитывая, что между Арменией и Турцией так и не установлены дипломатические отношения, а ваши страны пребывают в состоянии холодной войны, приглашение турецких фильмов на фестиваль для вас – это политический, или всё же, культурный жест?

- Есть конфликт между Турцией или нет, мы всегда показывали, и будем показывать лучшее кино, невзирая на его происхождение. Для настоящего киноискусства не существует границ, поэтому политика здесь совершенно не при чём. К тому же я сам люблю хорошее кино.

Олег Батурин Олег Батурин , Журналист и кинообозреватель
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram