Что происходит у нас
Начнем с того, что имеет место существенная разница в пожертвованиях. В Украине в среднем один человек отдает на благотворительность 300 гривен, а в США — более 800 долларов. В Англии средняя сумма пожертвования не сильно отличается от нашей — 14 фунтов — но количество людей, которые передают средства на благотворительность гораздо выше. В Украине это меньше 10% налогоплательщиков, в Европе и США — более 70%.
Безусловно, причины такой ситуации разные, в том числе важно учитывать общий уровень благосостояния в стране, сознательность граждан и традиции меценатства. Но не менее значимый фактор — законодательство, в том числе налоговое, которое стимулирует развитие благотворительности.
Благотворительность могла бы быть более эффективной, если бы люди понимали, что их деньги в полном объеме уходят тому, кому они их направляют, а не на покрытие государственных налогов и отчислений.
Конечно, отсутствие налогообложения благотворительной помощи не является ключевым фактором для конкретного человека, чтобы пожертвовать. Но благоприятная атмосфера будет способствовать появлению новых организаций, увеличит их количество, а значит и количество собранной помощи. В Украине это регулируется Налоговым кодексом и законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Недавно украинские законодатели внесли некоторые поправки в эти нормативно-правовые акты. Одна из них — нашумевший проект смс-благотворительности. Под давлением общественности и активистов вопрос урегулировали, сняв обязательные налоги и сборы с смс-сообщений, стоимость которых отчисляется на добровольные пожертвования.
На сегодняшний день телеком-операторы технически готовы к реализации конкретных смс-кампаний. Но их невозможно запустить без понятной и прозрачной платформы, к которой будет равный доступ у всех некоммерческих организаций. Также платформа нужна, чтобы отслеживать платежи и вести отчетность перед благотворителями. Разработка такой системы стоит денег, и пока непонятно кто может и хочет оплатить ее создание. В мировой практике затраты обычно распределяются между государством, грантовыми программами и благотворительными организациями, которые пользуются услугой.
Как это устроено в других странах
Вопрос налогообложения благотворительности имеет две грани. С одной стороны, благотворителя может останавливать то, что не все деньги поступают по адресу и часть из них уходит на налоги и сборы. С другой — вполне может случиться (и случается), что человек собирает деньги себе на лечение, а государство расценивает это как доход и требует уплаты налогов. В разных странах этот вопрос решается по-разному.
В большинстве юрисдикций выгоднее оказывать, а не получать благотворительную помощь. Например, в США и в ряде других государств распространена практика возврата налогов за пожертвования в зарегистрированные фонды. Это довольно запутанная, но тем не менее рабочая процедура: заполняя ежегодную налоговую декларацию, вы указываете кому и сколько пожертвовали, за что получаете так называемую налоговую скидку. Она не может превышать определенный процент с уплаченных налогов, поэтому скидку за крупные платежи можно разбивать на несколько лет. Услуги, предоставленные на волонтерских основаниях, не дают право на налоговую скидку.
В Украине формально тоже действует налоговая скидка, но пользуются ней критично мало людей — то ли от незнания, то ли от того, что привязана она к официальной зарплате. Кроме того, воспользоваться этой опцией можно только в один финансовый год, а не на протяжении 9 лет, как, например, в Германии.
Большинство сборов в Западной Европе проходит через авторизованные фонды, так как сбор частным лицом может быть расценен как доход. В Сингапуре пожертвования не облагаются налогом, если благотворитель не получил никакой выгоды взамен своего пожертвования. Для авторизованных благотворительных организаций действуют особые условия по ведению хозяйственной деятельности.
Фонды имеют серьезные налоговые льготы (до 80%) от государства Великобритании, поэтому там их существует достаточное количество для разных потребностей. В некоторых странах упрощена налоговая отчетность для благотворительных организаций. Например, в Италии отчет должен быть предоставлен только в случае налоговой проверки.
Одна из важнейших поправок, которой добиваются украинские благотворители, касается сбора средств на лечение за границей. Пока что в статье 170 Налогового кодекса указано, что не облагается налогом только помощь, оказанная резидентами Украины. При этом в список учреждений здравоохранения не включены иностранные клиники, куда часто вынуждены обращаться украинцы.
Нам, бесспорно, на данный момент даже мечтать о внедрении хотя бы ирландского опыта не приходится, в том момент, когда государство возмещает львиную часть расходов (включая проезд и проживание) на лечение, в том числе за границей. Но уже сейчас активно ведется работа над улучшением национального законодательства, касающегося благотворительности. Так, прорабатывается проект закона, в котором будут прописаны увеличение необлагаемой налогом суммы нецелевой помощи, снятие налогообложения со средств, собранных на лечение за границей и собранных нерезидентами Украины.
Над проектом работают представители государства, общественных и благотворительных организаций, активисты. Будем надеяться, что он дойдет до голосования в Верховной Раде, чтобы всем нам было проще помогать друг другу.