Десять итогов книжной выставки БукСпейс в Днепре

Так получилось, что с разницей в неделю в Украине состоялись две значимых книжных выставки. Я воздержусь от сравнений, ибо мероприятия были абсолютно разными и в абсолютно разной культурной среде. Поэтому - о книжном рынке Украины через призму выставки в Днепре.

1. Не принижая значимости и роли Зеленой Волны в Одессе и Толоки в Запорожье, скажу, что Днепр своей выставкой сразу сделал заявку на свою центральную роль в книжной культуре Центра, Юга и Востока Украины - главной книжной выставки региона, в котором чаще читают и думают на русском, чем на украинском. Любители языковой чистоты как с правого, так и с левого берегов Днепра могут сразу начать кидать в меня камнями. Покупали книги, а не книги на том или ином языке. Двуязычный читатель значительно преобладал.

2. Издатели, рискнувшие приехать в Днепр сразу после Форума во Львове, были в основной своей массе поражены высоким уровнем продаж. Признаюсь, мы не рассчитали количество необходимых для работы на выставке книг и многие из них закончились во второй день. Если в первые два дня читатели, в основном, знали, за какими книгами пришли хотя бы приблизительно, то третий день на стенде Фолио уже просто покупали книги практически исключительно по совету представителей издательства. Мы к такому не привыкли в Киеве на Книжном Арсенале и во Львове на БукФоруме.

3. Советы о том, что можно улучшить организаторам, совмещу в этом пункте. Не помешал бы большой ресепшн с программой форума на электронном табло. В субботу и воскресенье могли бы быть задействованы школьные или другие автобусы из городов и сел области для взрослых и детей. Это бы приобщило к празднику книги тех, кто, к сожалению, отлучён от книжных магазинов. Было бы хорошо часть встреч с авторами продублировать в первый день в вузах города и библиотеках Левого Берега, это бы существенно добавило рекламы мероприятия и посетителей в выходные на самом Форуме. Среди мероприятий выставки хватало презентаций и не хватало - дискуссий.

4. О книжной торговле в Днепре. Это на сегодня один из самых книгодефицитных городов Украины. Одна Буква, Книгарня є, магазины Ксд, Книголенда и ВСЛ, безусловно не покрывают потребности города-миллионника по ширине ассортимента и по проводимым там презентациям новинок. Днепр - один из тех городов, где книголюбы привыкли «пощупать» книги вблизи на уличном книжном рынке, который уже себя исчерпал. Новые форматы пока не найдены, в любом случае, нужны магазины с дешёвой арендой и длинным ассортиментом, достойным столь образованного города. Общее впечатление от выставки - в читающем, что очевидно, городе, не знают книг, читатели не вовлечены в литературный процесс страны и для изменения ситуации одной выставки мало, хотя она стала краеугольным камнем, на котором должно базироваться книжное просвещение Днепра.

5. Технологичное. Сконструированные в парке возле облгосадминистрации большие белые палатки на пару десятков издательств каждое - безусловный успех организаторов. Находящиеся рядом с ними две локации для мероприятий позволили не просто выиграть в логистике, а показать пример для других выставок. Не знаю, как будет развиваться выставочный процесс в Днепре в последующие годы, но я готов задуматься над тем, чтобы Фолио подготовило выставочную площадь и книги для половины такой палатки, думаю, ряд издательств также смогут существенно переоценить свою роль на будущее.

6. Авторы. Организаторам удалось заполучить ряд знаковых авторов к себе на выставку, что для первого опыта - безусловный успех. Для развития в этом вопросе в сторону мировых лидеров рынка, важно сформировать Календарь на будущее уже сейчас, договариваться с зарубежными культурными центрами и отечественными издателями о приглашении знаменитых зарубежных и украинских писателей за полгода-год до мероприятия на конкретные даты, которые те впишут в свои непростые рабочие графики. И именно эта часть программы способна стать локомотивом посещаемости на будущее. Современная Книжная Выставка все больше становится мегаивентом, а не мегабазаром.

7. Какие издательские уроки дала Выставка в Днепре. На Востоке читают не меньше, чем на Западе, и готовы тратить на книги немалые деньги. Гораздо меньше ценовая конкуренция и выше эластичность цены. Намного важнее сделать качественную знаковую сложную книгу тиражом в 500 экземпляров и стопроцентно попасть в «своего» читателя, чем издать очередную простую дешевую книгу и добывать себе читателя низкой ценой, скидками и рекламой. Потенциал роста украинского рынка на сегодня, к сожалению для издателей, в его диверсификации и конкуренции за продвинутого читателя, а не за массового.

8. Не хватает массовой литературы на русском языке, изданной в Украине. Этот тезис не противоречит, как ни странно, сказанному выше. Создание массовой литературы - системный бизнес, и украинский рынок только подступает к этому. И это не только авторы, которые заменят Донцову, Устинову и Лукьяненко, но это и система дешевого производства покетбуков тиражами от 10.000 экземпляров, супермаркеты, которые готовы предоставлять под них место, книжные магазины в населенных пунктах хотя бы от 50.000 жителей, реклама на телевидении, хотя бы на старте проектов и вера читателей в то, что отечественный продукт им заменит иностранный. Массовая литература на украинском появилась и потихоньку отвоевывает позиции, делая вид, что она не массовая, ибо продаётся, за редким исключением Кидрука, Кокотюхи, Дашвар и ещё 2-3 авторов, не по законам массовой литературы.

9. Покупатели в Днепре не готовы пока покупать качественную сложную литературу на украинском дороже 250-300 грн. Не потому, что нет денег, а потому что человеку, не вовлечённому в соответствующую культурную среду не с кем обсудить приобретённую сложную дорогую книгу из тех, которые не на почитать за два-три вечера, а поставить на полку среди других таких же и иногда открывать. Это касается большинства городов за исключением Киева, Львова и Харькова.

10. Закончу тем, с чего начал во вступлении. Издателям, авторам и особенно организаторам Форума в Днепре стоит понимать, что сделан лишь малый, хоть и не первый шаг. Приехало всего полсотни издателей и соотношение их и читателей оказалось в пользу последних. Выставка такого уровня, чтобы действительно стать книжной столицей Центра и Юго-Востока страны, должна принять 500 издателей с тем же эффектом, а это означает вовлечение десятков тысяч книголюбов в деятельность выставки, это означает круглогодичный труд над Форумом БукСпейс-2019 уже с 1 октября. Верю, что у будущей Культурной Столицы это может получиться.

Александр Красовицкий Александр Красовицкий , Генеральный директор издательства «Фолио»
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram