Череда неофитов – В.Наливайченко, А.Турчинов и В.Хорошковский в глазах граждан превратили СБУ в некую полугосударственную организацию, которая специализируется на политическом сыске и зарабатывании денег. Но, что хорошо для СБУ, плохо для Министерства финансов. Судя по комментариям политологов и политиков за последние дни, мало кого интересуют компетентность нового руководителя главного финансового ведомства страны.
Подобострастные прогнозы о новом украинском С.Берлускони или украинском В.Путине, глубокомысленные расклады и стратегии больше рассчитаны на жалкую попытку понравиться “новому герою”, нежели желание сказать правду.
Правда очень проста и примитивна. Если для Н.Азарова бюджет – это азбука, которую он пишет сам, то для нового руководителя Минфина – это большая загадка, которую еще предстоит разгадать. И делать это придется в один из тяжелейших для украинского государства периодов.
Общий объем государственного долга превышает 58 млрд. долл. Кабмин хочет взять в 2012 году 37,532 млрд. гривен внешних и 60,953 млрд. гривен внутренних займов для финансирования дефицита госбюджета. Соответствующий законопроект правительство уже направило в Верховную Раду. Общий объем займов может составить 98,485 млрд. гривен. Выплаты по социальным гарантиям уже нарушены. Несоблюдение конституционных прав миллионов граждан уже свидетельствует о том, что государство не выполняет взятые на себя обязательства, что называется техническим дефолтом. Хотя любой специалист в области экономики вам скажет, что в случае, если Украине будет угрожать дефолт, НБУ, вероятнее всего, «раскрутит» инфляцию, и любые обязательства в гривне будут погашены.
Это утверждение верно, но только не для Украины, где установлен политический режим донократии. Политика “дирижизма” (или “управляемой экономики”) проводится в интересах не граждан, а узкого круга ограниченных лиц, которые узурпировали власть в стране. Поэтому понятие «технический дефолт» в Украине не имеет ничего общего с экономикой.
Технический дефолт в Украине – это бизнес, направленный на сохранение активов семьи и еще нескольких олигархических групп. Мы повторяем историю десятилетней давности, которая произошла в России. Молодой реформатор – премьер Сергей Кириенко (за столь неожиданный карьерный взлет получил в народе прозвище "Киндер-сюрприз") запомнился как расхититель средств МВФ и автор первого в истории России дефолта, который ознаменовался массовым обнищанием населения. Очень бы не хотелось повторения той истории в Украине, но, по всей вероятности В.Хорошковский войдет в историю, как украинский С.Кириенко.
Ведь если говорить о государственных интересах, то следует прислушаться к Н.Азарову и не брать новые кредиты. Целесообразнее наладить отношения с Брюсселем и Москвой, которые сегодня для нас более приоритетны. Ситуация в мировой экономике катастрофична. Достаточно послушать доклады в Давосе или выступления министров финансов Еврозоны. Государства привлекают лучшие финансовые умы для сохранения своих экономик, мы же на ключевые посты ставим неофитов и нуворишей, основными задачами которых является контроль и перераспределение.
Справедливости ради следует вспомнить, что у Минфина есть и другие задачи. Отследить и проконтролировать все потоки Евро-2012. Поскольку направление министерства инфраструктуры уже больше года в оперативной разработке СБУ, а финансируется Евро-2012 преимущественно из государственного и местных бюджетов. Поэтому, соединив усилия нескольких ведомств, возможно, не только проконтролировать потоки и откаты, но и перераспределить собственность не только спортивных объектов и гостиниц, но и готовящихся к приватизации железных дорог и других инфраструктурных объектов. Когда это произойдет, до или после проведения чемпионата, уже не имеет значения. Это произойдет.
Таким же образом будут проведены “финансово-профилактические работы” в области угольной отрасли, горно-обогатительных комбинатов и атомной энергетики. Следующая задача Минфина (непонятная для рядового европейца) - обеспечение “правильных” выборов. Многие действующие депутаты, которые неистово принимали бюджет в своих интересах с удивлением узнают, что они выброшены из процесса или просто не получат тех средств, на которые рассчитывали в интересах своих избирательных кампаний. Ведь сегодня для Президента не столько важно прохождение в Верховный совет представителей “партии регионов”, сколько управляемое большинство послушных и верных депутатов, в которое войдет и управляемая оппозиция.
Бизнес семьи и второй срок президента В. Януковича – вот основной лейтмотив донократии на 2012 год и… основная логика появления на ключевых государственных постах неофитов и дилетантов.
Суждено ли сбыться этим планам в полной мере? Вероятно, нет. Как свидетельствует история, мировой кризис и гражданское общество неоднократно становились союзниками в свержении подобных политических режимов.