В коридорах власти и на майданах все чаще слышится, - а что дальше, что предлагаете, какой путь развития, какая идеология государства, механизмы преодоления кризиса внешнего и внутреннего? Нет инструмента и механизма принятия решений. В окружении президента нет ни одного системного аналитика, способного просчитать последствия тех или иных шагов украинской власти. Нет их и в оппозиции. Мы не говорим уже об анализе действий внешних политических актеров.
Некомпетентность окружения в государственных делах и торгашеская психология приводят Украину к крупнейшему внешне и внутриполитическому поражению. Власть превратилась в “Буриданова осла”, который сдох, так и не выбрав меду сеном и соломой.
Казалось бы, что может быть проще - смотреть на Россию из Европейского окна или смотреть на Европу через российскую решетку.
Имея вековые традиции права, для нас естественно выстраивать собственную модель государственности совместно со странами, где три поколения демократий мыслят категориями выработки консенсуса, коллективного принятия решений и призваны сочетать национальные интересы с взаимными интересами.
Россия, безусловно, для нас близка по многим критериям, и мы не только вечные соседи и торговые партнеры. Но есть существенная разница в целеполагании – Россия строит империю, а Украина независимое государство.
В этом отношении прав третий Президент Украины, когда ставит в вину ЕС недостаточную настойчивость в украинском вопросе, что в свою очередь ведет к угрозе поглощения или расчленения Украины. Еще никто не отменял Будапештскую декларацию, которая призывает соблюдать уважение к суверенитету других государств. А ведь последние политические и экономические шаги России свидетельствуют именно о нарушении положений этого важного документа.
Затянувшаяся пауза (по Станиславскому) привела к новым стратегическим просчетам – позорное решение правительства Н. Азарова окончательно дестабилизировало ситуацию. Потеряв окончательно доверие западных партнеров Президент предлагает трехсторонние консультации, тем самым понижая и без того жалкую международную правосубъектность Украины.
Если бы кто-то внимательно изучал историю, то мог бы понять, что каждая страна строит свою стратегию развития и всегда пытается втянуть в свою орбиту близких и дальних соседей. Такова стратегия Российской империи, такова и стратегия Польско-Литовского княжества. Что, как не римейк трехсотлетней истории, частые визиты польских и литовских лидеров. Для них наиболее важно влиять на Украину в совместном европейском будущем. И каждый из них прав, до тех пор, пока украинская власть слаба, пока нет стратегии, пока падет экономика, а единственным оплотом режима выступает «Беркут» по причине полного развала армии.
Говорят, на троне уши не нужны. И Президент не слышит. Разбуженный майдан – это колокольный звон по трону и набат по государству. Меня мало волнует будущая судьба действующего президента, но как гражданина меня волнует будущее государства. Мы хорошо осознаем риски, которые сегодня стоят перед государством и в политическом, и чисто экономическом плане. С экономической точки зрения как мир в целом, так и Украину ждут нелегкие времена. Фактически исчерпываются резервы, заложенные еще советской хозяйственной моделью. Отсутствует альтернатива развития народного хозяйства в условиях нарастающего кризиса. Перспектива экономического роста во многом будет определяться развитием кризисных процессов в мировой , прежде всего в европейской, экономике, которая является нашим основным торговым партнером. Речь должна идти о модернизации системы управления государственного менеджмента на правительственном уровне, субсидиарности на уровне городов и регионов, солидаризме гражданского общества и социальной ответственности бизнеса.
Сегодня власть и оппозиция начала заигрывать с протестующими, демонстрируя везде и во всем свою европейскость, не предлагая конкретных решений. Оппозиция даже готова департизироваться и опустить не только флаги, лишь бы их поддержали протестующие. То же готова сделать и власть - лишь бы их толпа не трогала. В Министерствах началась поголовная евроинтеграция. Цинизм зашкаливает. Считается уже моветоном, если ты НЕ евроинтегратор.
Недавнему заседанию громадськой рады при МИД предшествовала просьба министра не слишком его ругать за «европаузу». То, что в целом провалено стратегическое направление в международной политике, провал миссия Украины в ОБСЕ министерство не волнует. Вот и весь уровень. Кресло важнее государства. Так же было и после провозглашения независимости. Каждый коммунист на каждом углу подчеркивал свой патриотизм. В результате наша элита вышла из совка, но совок так и остался в ней. По прошествии двадцати лет мы пожинаем результаты собственной мягкотелости и не проведенной вовремя люстрации.
Сегодня вышедшее на улицу студенчество требует уже смыслов, а не только призывов к свержению. И если смыслов не будет, будет повторение арабской весны в качестве мести за уничтоженное будущее, будет внешнее управление, десуверенизация и раздел государства.
В настоящее время все мы оказалась на мировоззренческом и историческом перепутье. Речь идет о выборе, от которого будет зависеть судьба Украины и украинской нации. Или продолжение политического противостояния, неупорядоченного движения, потеря человеческого, научно-технического и гуманитарного потенциала и, как следствие, фрагментация и распад. Или, с другой стороны, консолидация общества и перезагрузка власти, формирования эффективной модели социально - экономического развития и совместная работу для достижения поставленных целей.
Люди вышли на улицу не для того, что бы просто сменился Кабинет министров и вместо старых «Донов» пришли новые. Не должно быть дилеммы в целях: сменить надзирателей или разрушить Бастилию. Естественно разрушить Бастилию, под символом которой мы понимаем существующую систему власти. Разрушение системы, это не всегда хаос, но всегда кризис власти и управления.
Мы обязаны бескровно потерять нынешнюю псевдоэлтиту или мы потеряем страну.
Требование отставки правительства обязано сопровождаться требованием создания правительства народного доверия. Переходного, консенсусного, какого угодно, но обязательно при учете мнений и пожеланий тех, кто вышел на улицы. Последующие шаги должны быть направлены на реальную подготовку евро соглашений через механизм «международного Круглого стола». Именно здесь инициативы Ангелы Меркель, лидеров США и России могут получить конструктивное оформление. Завершением системных изменений станет роспуск парламента и проведение народного конституционного собрания. В сегодняшних условиях внутренней и внешней делигитимации власти можно забыть о Конституции. Речь может идти только о квазиправовых и консенсусных механизмах решения вопросов с использованием международных прецедентов и гарантов со стороны мировых держав.