ГоловнаБлогиБлог Андрея Самброс

Режиссер одного фильма – Ричард Келли

Фильмы, обязательные к просмотру:

Донни Дарко (Donnie Darko) - 2001

Не стоит тратить время на всё остальное:

Сказки юга (Southland Tales) – 2006

Посылка (The Box) – 2009

Почерк: фантастика и мистика.

Режиссер Ричард Келли
Фото: blastr.com
Режиссер Ричард Келли

Во втором блоге я неслучайно выбрал в качестве предмета анализа фильмы Ричарда Келли. Это был сознательный выбор для того, чтобы постепенно отойти от колоссального наследия Дэвида Лична и заняться анализом его же влияния на кино и кинематографические продукты молодых коллег по цеху.

Короче говоря, вот он – Ричард Келли, человек который снял «Донни Дарко» и в творчество которого навсегда впечатаны «линчевские мотивы». В первую очередь, стоит сказать, что Келли сейчас ещё нет 40 лет, и существует определенная вероятность, что он сможет выпустить несколько неплохих фильмов. Однако, просматривая его последний кинопродукт – фильм «Посылка», я понял, что с каждым годом такая вероятность уменьшается.

Итак, давайте по порядку. Вот первая короткометражка Келли (The Goodbye Place - 1996), которая частично была «позаимствована» (именно это слово необходимо использовать вместо банального «слизана») у Дэвида Линча.

Например, этот персонаж, который у Линча был ещё в 1991 году:

Кадры из фильмов The Goodbye Place (1996, слева) и Twin Peaks (1991, справа)
Кадры из фильмов The Goodbye Place (1996, слева) и Twin Peaks (1991, справа)

Но о заимствованиях мы много говорить не будем, а лучше проанализируем: чем же Ричард Келли завоевал внимание киноманов по всему миру. Итак, представляю вашему вниманию фильм, который до сих пор занимает вторую строчку в перечне моих любимых фильмов – Донни Дарко (Donnie Darko – 2001).

Сразу же следует сказать, что этот фильм не похож ни на что, и одновременно с этим, он является невероятным смешением хорошо известных зрителям стилей: размеренной мистической эстетики Дэвида Линча (Маллхоланд Драйв, Твин-Пикс), медленно «прожевываемой» картинки Терри Гиллиама (Бразилия, Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Страна приливов) и трогательный «семейный» стиль Сэма Мендеса (Красота по-американски).

Основная сюжетная линия – один месяц из жизни американского подростка Донни Дарко, страдающего от «дневных галлюцинаций» и лунатизма. Донни обладает незаурядными интеллектуальными способностями, волей, а главное – он всегда говорит правду, не пытаясь скрыть свои мысли. Если бы Донни родился несколько тысяч лет назад, то он, несомненно, стал бы пророком, но современное общество видит в нем лишь ненормального, сумасшедшего подростка.

Фильм «Донни Дарко» имеет несколько пластов, его невозможно воспринимать как единую историю. За хорошо продуманной основной линией сюжета, которую можно охарактеризовать как «приключенческая фантастика», идет второй пласт кинокартины – критика институтов современного западного общества, в особенности – системы воспитания. За вторым пластом фильма идет третий – идея мессии, личности, которая способна пожертвовать собой ради спасения любимого человека и всего остального мира. За третьим пластом идет четвертый и так далее…

Хороший саундтрек фильма и великолепные актеры делают эту картину незабываемым. Отдельно стоит отметить игру Джейка Джилленхола, который создал незабываемый образ подростка-лунатика, Патрика Суэйзи, который в этом фильме играл в нестандартном для себя амплуа – проповедника-педофила, и Дрю Бэрримор, играющую школьную учительницу литературы.

Хорошенького, как говориться, по чуть-чуть, поэтому возвращаемся к нашим баранам. Следующая «картина» Келли – «Сказки Юга» (Southland Tales – 2006).

«Сказки Юга» – это форменное издевательство над зрителем продолжительностью в 2 часа и 15 минут. Когда я первый раз смотрел этот фильм, то подумал, что я что-то перепутал и надеялся, что Ричард Келли не был основным режиссером, или я был невнимательным и вместо графы «режиссер» посмотрел на графу «продюсер». Но нет… к большому сожалению это тоже «фильм» Ричарда Келли, который нужно подвергнуть анафеме.

Если же серьезно, то «Сказки Юга» то ли неудавшаяся попытка снять троллинг, обращенный на весь западный кинематограф, то ли просто смачный плевок Келли в сторону Голливуда и своих почитателей. Именно после просмотра этого фильма я понял, что Келли будет делать дальнейшие попытки переснять «Донни Дарко», пытаясь выпустить фильмы той же сложности (в плане согласования большого количества идей и сюжетных линий), но не тут-то было. Фильм «…» и поэтому режиссеру пришлось уйти в банальный кич. Единственное достоинство картины – самовысмеивание актеров, в котором приняли участие Дуэйн Джонсон, Шон Уильям Скотт, Сара Мишель Геллар, Кристофер Ламберт и Джастин Тимберлейк.

И последнее: именно в «Сказках Юга» режиссер впервые использовал «пасхальные яйца» из своих предыдущих картин, вставляя не только сценарные ходы, но и визуальные образы из предыдущих картин.

Кадры из фильмов Southland Tales (2006, справа) и Donnie Darko (2001, слева)
Кадры из фильмов Southland Tales (2006, справа) и Donnie Darko (2001, слева)

Последний фильм, который Ричард Келли снял на сегодняшний день, это картина «Посылка» (The Box – 2009).

Этот фильм запомнился мне двумя вещами: невероятно плохой игрой Камерон Диас и саундтреком фильма «Пила» (Charlie Clouser – Hello Zepp), которую по какой-то невероятно абсурдной причине Ричард Келли решил вторично, даже без создания ковер-версии, использовать в своей картине.

«Посылка» – фильм-разочарование, фильм с невероятно глупым и невзрачным концом – достойное продолжение «Сказок Юга». Идея фильма, почерпнутая из произведения Ричарда Мэтисона, проста: готовы ли Вы безнаказанно убить незнакомого человека, чтобы существенно укрепить своё финансовое положение? Вместо жёсткой притчи о человеческом эгоизме зритель получает «недоваренный» фантастический фильм, сложенный из бессвязных и бессодержательных линий сюжета. Короче говоря, этот фильм полное «кю». Добивают «пасхальные яйца», которые так и норовят осквернить светлую память о Донни Дарко:

Кадры из фильмов Donnie Darko (2001, слева) и The Box (2009, справа)
Кадры из фильмов Donnie Darko (2001, слева) и The Box (2009, справа)

Ричард Келли по праву может называться режиссером одного фильма – Донни Дарко. Благодаря таким картинам, которые отражают дух современности, кинематограф не стоит на месте и продолжает развиваться. В 2012 году мы изголодались по хорошему кинематографу, заждались фильмов, которые будут находиться на грани мейнстрима и артхауса, мы соскучились за «настоящим Кино». Поэтому всем, кто не смотрел Донни Дарко, я советую выкроить несколько часов свободного времени и вспомнить, что кино – это не только индустрия, кино – это искусство.

Напоследок саундтрек из единственного настоящего фильма Ричарда Келли: Gary Jules – Mad World.

Не забывайте, что Ваш вкус меняется не только с каждым просмотренным фильмом, но и с каждым не просмотренным тоже.

Приятного времяпровождения!

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram