Доходы
Доходы сводного бюджета в 2017 году по сравнению с запланированными доходами этого года вырастут с 749 до 876,9 млрд гривен или на 17%. При этом министр финансов Александр Данилюк уже заявил, что выполнение доходной части бюджета-2016 под вопросом. То есть разница может быть еще больше.
Ниже представлена диаграмма: сравнение плановых доходов бюджета-2016, проекта бюджета-2017 и прогнозных доходов бюджета-2016, исходя из доходов бюджета за первые 7 месяцев года (мои расчеты).
Позитив:
Доходная часть бюджета-2017 сделана, на мой взгляд, по реалистичному прогнозу (хотя бывший министр финансов Украины депутат Виктор Пинзеник считает доходы раздутыми, - ред.). В прежние годы она занижалась. Затем под повышенные доходы государство пересматривало бюджет в сторону увеличения как доходной, так и расходной части. Это позволяет (1) минимизировать несоответствия в отношениях между госбюджетом и местными бюджетами, а также (2) минимизировать массовые траты незапланированных доходов бюджета под конец года, когда огромные суммы накапливаются на казначейских счетах и спешно тратятся их распорядителями в конце года.
Негатив :
Повышение налоговой нагрузки на экономику. В 2016 году уровень сборов в сводный бюджет запланирован на уровне 32-33% ВВП, тогда как в 2017 году доходы составляют уже 33,9% ВВП. В первую очередь такое повышение вызвано отменой льгот по НДС для аграриев (около 1% ВВП). Акциз вырастет на 0,8% ВВП (рост 30%).
Обескураживает политика государства в газовой сфере. Государство планирует снизить собственные доходы от ренты газа в 2017 году, уменьшая ренту по газу с 50% до 29%. Фактически данным действием государство дарит деньги газодобытчикам. И одновременно увеличивает расходы по энергосубсидиям (50,7 млрд на 2017 год). Фактически, это перекачка денег налогоплательщиков из госбюджета в карманы газодобытчиков (как частных, так и государственных).
Расходы
Расходная часть сводного бюджета раздута. Минфин обычно занимал жесткую позицию по расходам, чтобы "торговаться" с депутатами. Проект бюджета-2017 изначально предполагает рост расходов. Расходы сводного бюджета можно оценить на уровне 945 млрд гривен (775 млрд расходы госбюджета + 170 млрд собственные доходы и, соответственно, расходы местных бюджетов). Это уже 36,5% от ВВП или на 3,4% выше заложенных в бюджетную резолюцию на 2017 год ограничений.
Если добавить к этому еще единый соцвзнос (ЕСВ), сборы которого оцениваются на уровне 6% ВВП, то можно сказать, что поданный в Раду бюджет предполагает перераспределения около 42,5% ВВП через государство. Добавим к этой цифре "хотелки" депутатов, и на выходе получим еще более раздутый госсектор. Как показал опыт принятия бюджета-2016, только в ночь с 24 на 25 декабря 2015 года расходная часть бюджета выросла на 21 млрд.
Ниже представлена диаграмма: сравнение некоторых статей затрат бюджета-2016 с проектом бюджета-2017.
Судебная реформа нашла отражение в расходной части бюджета, показателен рост расходов на Верховный Суд со 106 млн до 1 млрд гривен с лишним - это видно на диаграмме. Из того, чего на диаграмме нет: заложен рост расходов на финансирование дефицита Пенсионного фонда и надбавок к пенсиям на 12 млрд гривен до 156 млрд. Образовательная и медицинская субвенции останутся почти на уровне 2016 года - по всей видимости Минфин полагается на рост доходов местных бюджетов в будущем году. Затраты на обслуживание долга вырастут с 99 до 111 млрд (на 12%). Социальные субвенции местным бюджетам вырастут на 18%, что удивляет, ведь государство планирует рост социальных стандартов всего на 10% и "материнские" выплаты будут ниже из-за падения рождаемости.
Хотя чиновники говорят о небывалой эффективности системы госзакупок ProZorro, по росту расходов бюджета в плане бюджета на 2017 год этого не скажешь. Также не видно большого эффекта от проводимой Минфином верификации социальных выплат - они растут большими темпами.
В сухом остатке
Проект бюджета на 2017 год выглядит очень сырым документом с раздутой расходной частью и, на мой взгляд, более реалистичной, чем обычно, доходной частью. Предусмотренные расходы часто неочевидны, целый ряд расходных статей вызывает вопросы. Главное, что сам проект бюджета противоречит бюджетной резолюции, на основе которой этот документ должен был бы верстаться. Опасения вызывает процесс прохождения бюджета через Верховную Раду, в результате которого расходная часть может вырасти еще больше.