Досрочные выборы Верховной Рады Украины: конституционность или целесообразность?

Проведение внеочередных выборов в Верховную Раду Украины – вопрос решенный. Однако остается неизвестным главное обстоятельство: не понятно, когда именно произойдут выборы.

Фото: Виталий Головин

Новый Президент Украины еще во время своей предвыборной компании не уставал заявлять о том, что он приверженец идеи проведения выборов как можно быстрее, чтобы таким образом выполнить одно из основных требований Майдана. Позже П. Порошенко высказал мнение, что выборы должны состояться в октябре этого года. Совсем недавно была озвучена даже желаемая дата – 26 октября.

Очевидно, что в большинстве своем нынешний состав Парламента не хочет никаких перевыборов. Политические силы, представители которых находятся в составе Кабинета Министров Украины («Батькивщина», «Свобода»), также не горят желанием рисковать своими министрами и губернаторами и начинать выборы, результаты которых для них могут быть плачевными.

Таким образом, инициатива должна исходить от Президента. Согласно Основного Закона выборы назначаются Президентом и проводятся на протяжении 60 дней с момента публикации решения о досрочном прекращении полномочий Рады. Таким образом, чтобы провести выборы в октябре, Указ должен появиться не позже августа этого года.

При этом П. Порошенко может руководствоваться либо конституционностью либо целесообразностью.

Конституционность.

В СМИ многократно обсуждали тематику юридических оснований для принудительного проведения внеочередных выборов в ВРУ. Однако комментаторы часто выдают желаемое за действительное. На самом деле, Конституция Украины достаточно узко ограничивает Президента для маневра в реализации этого полномочия.

Статья 90 Конституции гласит, что досрочно полномочия Верховной Рады могут быть прекращены только одном из трех случаев: 1) если на протяжении одного месяца Рада не сформирует коалицию; 2) если на протяжении 60 дней после отставки Кабинета Министров не сформирован новый Кабмин; 3) если на протяжении 30 дней одной сессии не могут начаться пленарные заседания.

Коротко остановимся на каждом из вариантов.

Даже если несколько фракций выйдет из состава коалиции, в зале Парламента есть достаточно депутатов, из которых может быть создана новая коалиция. Закон о Регламенте Верховной Рады не приведен в соответствие с действующей редакцией Конституции, поэтому основания и процедуры прекращения действия коалиционного соглашения не урегулированы, что безусловно играет на руку противникам досрочных выборов.

Иногда указывается, что законодательная неопределенность правового статуса коалиции дает повод Президенту выдать Указ, руководствуясь тем, что коалиция изначально была сформирована неконституционно. При этом в качестве основания можно, например, привести факт вхождения в коалицию внефракционных депутатов, что прямо не предусмотрено Конституцией. Однако такая позиция очень невыгодна тем, что она ставит под сомнение легитимность всей деятельности данного состава Кабинета Министров, в том числе легитимность подписи А. Яценюка на политической части Соглашения с ЕС.

Следующее основание связано с отставкой действующего Кабинета Министров. Однако вопрос отставки Кабинета Министров относится к компетенции самой же Рады. Вряд ли она будет сейчас поднимать этот вопрос. К тому же судя по всему, сам Президент выступает за то, чтобы в том или ином виде Кабмин под руководством А. Яценюка продолжал свою работу. США и ЕС также не поймут отставку Кабмина, которая будет обусловлена чисто политическими мотивами.

Последний вариант назовем «силовым». Если задаться целью его реализовать не совсем корректным способом, он может стать самым эффективным. Речь идет о том, чтобы привлечь общественных активистов, которые вместе с заинтересованными в перевыборах народными депутатами заблокируют возможность проведения пленарного заседания на один месяц с дня, когда депутатский корпус должен будет вернуться с каникул. Впрочем, на днях Парламент принял решение работать без каникул, тем самым оставив себе большее поле для маневра в ответ на попытки блокировать проведение пленарных заседаний.

Исходя из сказанного, видно, что Президент, действуя в рамках Конституции, имеет не очень большие шансы на успешное преодоление сопротивления депутатского корпуса. 

Целесообразность.

Насколько далеко готов пойти Президент в замещении положений Конституции Украины политической целесообразностью в борьбе за досрочное прекращение полномочий ВРУ? Ответ зависит от степени упорства народных депутатов в вопросе внеочередных выборов.

Будучи связанным обещанием о перевыборах Верховной Рады и остро желая перезапустить политическую систему, П. Порошенко может в одностороннем порядке назначить перевыборы Парламента. При этом Указ будет базироваться на однобоком толковании пункта 7 статьи 106 Конституции, устанавливающего право Президента назначить внеочередные выборы Рады в сроки, установленные Конституцией. В этой норме нет отсылки к перечисленным нами выше конституционным основаниям перевыборов Рады и поэтому Указ, несмотря на свою неконституционность, будет все же иметь некое юридическое обоснование.

Еще одним основанием издания такого Указа может быть постановление Рады о так называемом «самороспуске». Хотя подобный самороспуск Парламента является политическим актом, не имеющим никакого юридического значения, такое постановление послужит для П. Порошенко хоть каким-то подспорьем для издания Указа. Впрочем, вероятность принятия Радой подобного постановления очень мала.

В случае, если Президент таки решится руководствоваться именно целесообразностью, оба варианта Указа имеют большие шансы быть отмененными Конституционном Судом.

Борис Малишев Борис Малишев , експерт з публічного права і прав людини, доктор юридичних наук, професор
LB.ua в соцмережах: