ГоловнаЕкономікаДержава

Навіщо Україні нова угода з МВФ

Градус напряжения вокруг сотрудничества Украины с МВФ наконец начал снижаться – на прошедшей неделе Фонд сообщил о достижении предварительных договоренностей о новой кредитной программе «на уровне персонала». Окончательное решение, как и предусматривает процедура, будет принимать Исполнительный совет МВФ на заседании, запланированном уже на 2019 год. А до этого момента эксперты МВФ хотят увидеть уже принятый украинским парламентом проект бюджета на 2019-й год, вписывающийся в нормативы Фонда и не содержащий дополнительных рисков для государственных финансов. И это не единственное условие.

Президент Украины Петр Порошенко и глава МВФ Кристин Лагард во время их встречи в Киеве.
Фото: EPA/UPG
Президент Украины Петр Порошенко и глава МВФ Кристин Лагард во время их встречи в Киеве.

Stand-by, которая должна заменить текущую программу расширенного финансирования (EFF), рассчитана на более короткие сроки (14 месяцев) и традиционно выдвигает меньшее количество требований для получения денег.

Цель программ EFF – стимулировать масштабные структурные изменения в стране, используя финансовую поддержку как мотиватор, а цель программ Stand-by – обеспечить приток дополнительного финансового ресурса, чтобы достигнутая стабилизация экономики в стране сохранилась.

Условия предоставления денег в программах Stand-by более гибкие, зачастую ограничиваются соблюдением ряда макроэкономических нормативов, фискальной и бюджетной дисциплины. С одной стороны, это не лучший вариант для Украины, которая даже под давлением программы EFF структурные реформы проводила откровенно без энтузиазма, а многие из них так и остались маяками на горизонте. С другой, МВФ прекрасно понимает, что в 2019 году в Украине весной пройдут президентские выборы, а осенью – парламентские. Положа руку на сердце, нет иллюзий, что кто-то будет в этот год проводить реформы. Зато риски для государственного бюджета в этом году вырастут в разы, а сотрудничество с МВФ станет одним из дополнительных и необходимых сдерживающих факторов для украинских политиков.

В сравнении с предыдущей программой, предполагавшей выделение Украине 17,5 млрд долл, сумма помощи по новой программе гораздо скромнее – 3,9 млрд долл. И скромность этой суммы связана не столько с типом программы или ее сроками, сколько нашими возможностями «освоения» средств. Например, предыдущий Stand-by МВФ для Украины был двухлетним на 17 млдр долл., и мы так и не выбрали эту сумму.

В рамках пока ещё дейстующей до 2019 года программы EFF, которая была рассчитанна на четыре года, мы получили только порядка 8,7 млрд долл из 17,5 предусмотренных, грубо – половину из возможного. Чиновники фонда, заинтересованные в том, чтобы программы все-таки выполнялись в соответствии с планами (так как тоже несут косвенную ответственность за их реализацию), сделали поправку на «особенности» Украины как заемщика.

Фото: businesstoday.in/

Кроме того, МВФ, не готов к политическим рискам подписания длительных программ в преддверии выборов, ведь в таком случае подписывать соглашение будут одни люди, а выполнять – другие. Например, парламент текущего созыва не раз вставлял палки в колеса выполнения текущего меморандума с фондом. И для подписания более длительных соглашений МВФ сначала надо убедиться в том, что у руля окажутся люди, готовые эти соглашения выполнять. Так что нынешнюю помощь следует воспринимать лишь как поддержку в период особой турбулентности.

Внешние обязательства Украины уже превышают два триллиона гривен, причем отдавать большую их часть необходимо в долларах, а не в гривне. За три ближайших года только по внешним обязательствам нам необходимо выплатить порядка 16 млрд долл. На сегодняшний день валютные резервы Украины составляют 16,6 млрд долл. Очевидно, что ситуация будет сложной, даже если подписание новой программы сотрудничества с фондом пройдет без сучка и задоринки, а деньги будут поступать в соответствии с утвержденным графиком. Страна все еще близка к дефолту как никогда и остро нуждается в деньгах.

Не секрет, что новые займы нам нужны в основном для выплаты старых долгов. Предыдущая программа EFF, кроме прочего, предполагала планомерное сокращение дефицита государственного бюджета, которое позволило бы Украине эффективнее управлять своими долгами. Но выполняли мы ее так эффективно, что в этом году в стране резко закончились деньги для выплаты пенсий, а средства на казначейском счету упали до рекордного за последние 15 лет минимума. Дефицит госбюджета правительство удерживало. Но какой ценой?

Фото: korrespondent.net

По итогам полугодия Счетной палатой было зафиксировано недофинансирование всех статей Госбюджета, кроме «социальных», правда учителя в некоторых регионах утверждают, что и их гарантированные государственной субвенцией зарплаты выплачиваются несвоевременно и не в полном объеме.

Правительство могло бы привлечь средства на внешних рынках, но для этого ему была нужна поддержка МВФ, а переговоры с кредитором зашли в тупик. В итоге, Минфин смог продать частным кредиторам государственных облигаций лишь на 725 млн долл., с дисконтом, всего на полгода и по ставке 9%. По сути одолжил до получки и очень дорого. При этом весь этот год у нас была возможность возобновления сотрудничества с МВФ, который дает нам кредиты на 3-5 лет и под 2-3%, надо было только выполнить условия программы. Но политической воли не хватило, возможно, потому что на Банковой и Грушевского были уверенны, что международные партнеры будут спасать Украину любой ценой.

В итоге на сегодняшний день валюты в стране катастрофически мало. Несмотря на то что, в сравнении с предыдущими месяцами, объемы импорта товаров снизились на 1,6%, а объемы экспорта выросли на 12,7%, платежный баланс остался дефицитным на уровне 601 млн долл. или 4,5% от ВВП. Дефицит текущего счета за восемь месяцев этого года, по данным НБУ, составил 2,1 млрд долл., вдвое выше прошлогоднего в 833 млн долл. Краски сгущаются и предвыборный год добавляет новых рисков, что средства необходимо будет тратить не только на выплаты кредиторам, но и на финансирование растущего бюджетного дефицита. Вот почему принятие сбалансированного Государственного бюджета на следующий год – главное условие продолжения сотрудничества с МВФ.

Но не только Госбюджет важен для принятия решения о новой программе. Часть обязательств, взятых на себя Украиной, так или иначе, перекочует в новый меморандум. Среди них, например, приведение стоимости газа к импортному паритету до конца 2019 года. Первый шаг уже сделан – с ноября цена газа для населения повысится на 23,5%, но решится ли правительство пойти дальше и продолжить повышение в 2019-м – вопрос. На сегодня стоимость газа для населения вдвое ниже, цены для промышленности и это повышение не последнее, если цены должны сравняться и приблизится к импортному паритету. Но то, как долго правительство шло даже на нынешнее повышение, заставляет засомневаться в том, что в будущем принимать эти решения Украина будет быстрее и проще. Все-таки уровень жизни украинцев все еще так низок, что с каждым повышением тарифов, часть населения оказывается на грани выживания, а расходы государственного бюджета на субсидии увеличиваются на десятки миллиардов гривен.

Наверняка, ее забудет МВФ и о нашем обязательстве, закончить антикоррупционную реформу. В частности на переговорах с Фондом речь шла о том, чтобы в меморандуме появилось обязательство до марта 2019 года полностью сформировать Антикоррупционный суд, провести аудит Национального антикоррупционного бюро, предоставить НАБУ возможности для самостоятельной оперативной работы и «восстановить независимость» Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Каждый их этих пунктов может выполняться со скрипом и нехотя, а предстоящие выборы будут только осложнять этот процесс.

Предстоит Украине и долгожданная реформа Государственной фискальной службы. Причем на переговорах речь шла о разделении налоговой службы и таможенной, подчиненных Министерству финансов и срочном назначении руководителей обоих ведомств. Увы, и тут все будет не просто, хотя бы потому, что несмотря на открытые и прозрачные конкурсы, де-факто руководители налоговой и таможни не выбираются, а назначаются действующей властью. И год президентских и парламентских выборов наверняка внесет свои коррективы в эти процессы.

Фото: www.petrikiv-rn.dp.gov.ua

До сих пор не появилось ощущения, что украинские власти правильно понимают суть сотрудничества с МВФ. Фонд дает странам «длинные и дешевые» деньги, что бы те смогли провести реформы и выйти на устойчивые темпы развития. Его требования - не преграды для получения очередного транша, а рекомендации, необходимые странам для оздоровления, причем пишутся они совместно с правительствами этих стран, а подписание меморандумов предполагает, что страна согласна эти требования выполнять. Но за десятилетия сотрудничества Украина получила от МВФ свыше 31 млрд долл. и только на сегодняшний день должна вернуть фонду порядка 12 миллиардов, являясь вторым, после Греции, крупнейшим заемщиком Фонда.

Признаки оздоровления украинской экономики, как и темпы ее роста, никак не вяжутся с объемами полученных кредитов. Исключительно потому, что украинские власти до сих пор считают МВФ лишь источником дешевого кредитного ресурса, выполняют условия номинально, не в полной мере, в большинстве случаев лишь начиная реформы и не доводя их до конца.

Если подобный подход сохранится, анонсированная программа Stand-by вполне может стать последней и лишь на непродолжительное время отстрочит надвигающийся дефолт Украины.

На самом деле МВФ, желая подписать с Украиной программу в год выборов, делает ей огромное одолжение, ведь в большинстве случаев Фонд избегает сотрудничества со странами в «периоды неопределенности». Но осознает ли это украинская верхушка и сможет ли оправдать надежды Фонда? Глядя на график предстоящих выплат по госдолгу, понимаешь, что поддержка кредиторов нам будет нужна вплоть до 2025 года, но лишь от нас будет зависеть, получим ли мы ее.

Ульяна Яхно, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram