Однако скорость увеличения разрыва в 2014-2016 годах оказалась гораздо выше финансовых возможностей Украины, что вызвало перманентное обесценивание национальной денежной единицы и соответственно единственным выходом в данной ситуации стало повышение долговой нагрузки на национальную экономику за счет привлечения кредитных ресурсов Международного валютного фонда (МВФ). Это позволило временно укрепить финансовую систему и хозяйственную самодостаточность страны. Вместе с тем, отсутствие в политической элиты дальнейшего видения развития национальной экономики подорвало доверие МВФ к высшему политическому истеблишменту Украины. Это подтверждается как затягиванием выделения предыдущего кредитного транша, так и не включением в календарь МВФ на январь вопроса о выделении Украине следующего транша. Вместе с тем, данное решение не говорит о том, что финансовые ресурсы для Украины уже недоступны. Кредит может поступить в течение следующего квартала или полугодия при условии выполнения требований Фонда и интенсификации проведения реформ.
На сегодня наиболее чувствительными к состоянию сотрудничества МВФ и Украины являются валютный рынок и инвестиционная активность в стране. Курс американского доллара в основном определяется не столько реальным объемом предложения валюты на межбанковском рынке, как ожиданиями основных продавцов и покупателей иностранной денежной единицы. Ожидания игроков являются решающими факторами относительно конъюнктуры валютного рынка, поскольку даже при увеличении валютного предложения со стороны экспортеров выручка не будет в полной мере поступать на валютный рынок, если ее владельцы будут ожидать флуктуацию на рынке.
Само по себе решение о приостановлении предоставления кредитных ресурсов Украине не несет значительной угрозы. Однако валютные колебания в стране в условиях высокого уровня долларизации и зависимости от внешней конъюнктуры национальной экономики приводят к неплатежам бизнеса по выданным кредитам, росту роли иностранного капитала в банковской системе и усиливают ее долларизацию.
В результате снижается финансовая безопасность Украины и повышается убыточность экономики. Аналогичная ситуация происходит и с инвестициями: инвесторы начинают более тщательно оценивать риски и корректировать доходность проектов. В то же время, при поддержке со стороны МВФ владельцы капиталов чувствуют себя более уверенно и готовы реализовывать проекты с более высокими рисками.
Однако продолжение сотрудничества с МВФ в формате, когда финансовые ресурсы используются исключительно на «проедание», то есть финансирование дефицита текущего счета платежного баланса, а экономика страны продолжает оставаться зависимой от сырьевых рынков, невыгодно Украине. В таких условиях, кредитные ресурсы необходимо будет вернуть вместе с процентами, которые должны быть получены из потенциального роста национальной экономики. Поэтому смягчение требований Фонда к действующей власти ведет к повышению долговой нагрузки на национальную экономику и пробуксовке реформ, благодаря которым МВФ сможет получить свои средства назад.
Соответственно сотрудничество в текущем формате, когда власть просто маскирует изменение правил игры в экономике под проведение структурных реформ, ведет Украину к очередному дефолту, что может произойти на пике выплат, в том числе в 2019 году. Уже сегодня соотношение суммы внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту составляет около 55%, приближаясь, таким образом, к критической отметке в 60%, что является опасным для стран с развивающимися экономиками.
Только за 2017-2019 гг. Правительству Украины и государственным предприятиям придется выплатить около 14 млрд. долл. при текущем размере официальных резервных активов 15,5 млрд. долл. (рис. 1).
Рис. 1. Прогнозные совокупные выплаты государственного сектора Украины по внешним долгам, включая проценты в течение 2017-2027 годов (рассчитано по данным НБУ)
Стоит отметить, что данный уровень выплат может увеличиться, если Украина продолжит и дальше получать кредитные ресурсы от международных финансовых организаций. В общем, продолжение активной долговой политики может привести к еще одному дефолту и девальвации национальной денежной единицы, которые по масштабам могут существенно не отличаться от роста курса американского доллара в 2015 году. Для недопущения данной ситуации кредитные ресурсы от МВФ необходимо направлять на развитие национальной экономики с целью ее диверсификации и создания новых конкурентоспособных отраслей.