Главное, чтобы представители власти, бизнеса и экспертного сообщества создали не очередной фиктивный идеальный продукт о будущих великих победах, а реальный, работающий документ, на основе которого будут приниматься новые законы Верховной Радой и нормативные акты Правительства. Важно также и то, чтобы эта программа предусматривала логичную и взаимосвязанную и взаимозависимую между своими элементами промышленную политику, которая должна оставаться стабильной, как минимум в течение 3-5 лет. Тогда, опираясь на эту программу, можно будет добиться скоординированной деятельности всех участников хозяйственной деятельности, - государства, предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, домохозяйств.
Важно это и для привлечения иностранных инвесторов в украинскую экономику, в первую очередь, крупных американских и европейских инвесторов. Они готовы вкладывать свои деньги туда, где они могут заранее просчитать вероятность всех возможных событий, где они могут быть уверены в том, что завтра «правила игры» не изменятся. При разработке программы неоиндустриализации принципиальное значение приобретает и то, будет ли она опираться на объективную оценку сложившейся ситуации и имеющихся ресурсов, на индикативные прогнозные планы, четко поставленные и желательно конкретно выраженные в цифрах, целевые уровни.
Разработка программы неоиндустриализации и дальнейшая ее реализация подразумевает проведение большой и наукоемкой работы по составлению для каждого предприятия, в той или иной мере документально зафиксированного, но обязательно обдуманного, логичного и обоснованного, пакета локальных интеллектуальных продуктов.
Каждое предприятие для успешного участия в программе новой индустриализации Украины должно иметь: 1) оценку собственной готовности к технологической и информационно-управленческой трансформации; 2) оценку конкурентоспособности отрасли и самого себя как на внутреннем, так и на внешних рынках; 3) модель собственного целеполагания и управления им; 4) четко сформулированные итоговые и промежуточные задачи трансформации, представления о ее этапах и представление о средствах диагностики их успешности, конкретных значениях показателей этой успешности; 5) анализ нормативно-правовой среды предстоящей трансформации, осознание необходимых изменений в законодательстве и представление о привлечении лобби для их «продвижения» (вплоть до выбора партнеров по лоббистской деятельности и заключения соглашений с ними); 6) собственную программу развития персонала и управления им, повышения профессионального и образовательного уровня работников; 7) программу получения или производства необходимых научных и технологических знаний и разработок, необходимых для осуществления предполагаемой трансформации. Конечно, подобный объем работ представляется очень большим, а многим руководителям-практикам и не нужным. Однако, для того, чтобы неоиндустриальная трансформация оказалась успешной, их проведение жизненно необходимо.
Как в национальном масштабе, так и в пределах каждой отрасли и отдельного предприятия, программы модернизации должны исходить из соотношения собственных представлений и целевых ожиданий с теми конкурентными преимуществами Украины на мировых рынках, которые уже есть на сегодняшний день. К числу таких преимуществ можно отнести:
1) совпадение очень низкой стоимости рабочей силы с пока еще сохраняющимся достаточно высоким уровнем образования и профессиональной подготовки (при этом надо иметь в виду необходимость роста заработной платы в пределах неинфляционной зоны, так как основная цель самой неоиндустриализации – повышение благосостояния украинского народа, чего невозможно добиться без роста доходов работников);
2) выгодное географическое положение, позволяющее участвовать в общемировых или региональных технологических цепочках на основе международной кооперации или разделения труда;
3) наличие запасов полезных ископаемых и предприятий по их переработке (что подразумевает приоритетность тех проектов модернизации, которые основаны на углубленном переделе отечественного сырья или способствуют ему);
4) наличие уже существующего развитого промышленного производства (проекты должны в большей мере направляться на реконструкцию уже существующих производственных мощностей, апгрейд оборудования, а не на создание новых площадок либо закупку принципиально новой техники).
Учет конкурентных преимуществ страны позволит не только достичь прогнозируемых целей модернизации, но и достичь их быстрее и ценой меньших затрат.
Важным элементом ожидаемой национальной программы неоиндустриализации должна стать система мероприятий по сохранению рабочей силы страны, ее образовательного и квалификационного потенциала. Уже сейчас отмечается ускорение негативной тенденции не только к массовому оттоку рабочей силы из страны, но и падения ее качества, ухудшения хозяйственной этики населения, управленческой и общей культуры руководящих кадров бизнеса. Идеальные компоненты промышленного потенциала страны не появляются «из воздуха», они являются результатом деятельности разветвленной системы различных образовательных, научных, информационных учреждений. Но, именно они, оказались наиболее пострадавшими в ходе последних экономических и политических кризисов. Программа же неоиндустриализации должна предусматривать не только меры их государственной поддержки, но и те механизмы, которые бы позволили бизнесу (причем, даже малому), оказывать такую поддержку, причем получая от этого не только моральное удовлетворение, но и конкретно выраженный материальный результат.
В связи с последним, программа неоиндустриализации Украины должна включать в себя отдельный механизм координации научной деятельности в стране, опытно-конструкторских разработок и внедрения их результатов в производство, в актуальную практику бизнеса. Отсутствие такого механизма является генетической деформацией нашей экономики, берущей свое начало еще в период сталинской индустриализации и не только не скорректированной, но, обратно, углубившейся в последние годы. Разрабатываемая программа все же должна устранить эту деформацию.
Реализация программы неоиндустриализации Украины невозможна усилиями только государства, она должна стать задачей частного бизнеса и всего гражданского общества. Одним же из важнейших ее социальных результатов станет укрепление социальных позиций среднего класса и увеличение его численности, еще большие требования экономических и социальных свобод и гарантий их соблюдения, защиты частной собственности, преодоление коррупции, повышение качества государственного управления и коммерческого менеджмента, преодоление монополизма и олигархии.