Этот и следующий пусковой участок более всего ощутили на себе "борьбу с архитектурными излишествами": на станциях реализован минимум архитектурных деталей, а остатки сталинской архитектуры, которую еще можно было наблюдать на первом пусковом участке метро, здесь уже полностью исчезли.
Политехнический институт
Cвое название станция получила благодаря расположенному рядом одноименному ВУЗу. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. При этом «Политехнический институт» – первая станция глубокого заложения в Киевском метро, полностью собранная из железобетонной обделки вместо традиционной чугунной. Кроме удешевления стоимости строительства, такой тип конструкции показал и ряд других преимуществ; в дальнейшем многие пилонные станции глубокого заложения в Киеве строились из железобетона.
Архитекторы: Г. Головко, Е. Иванов, М. Сыркин, Б. Дзбановский.
Скульптор: В. Бородай.
Пассажиропоток на сегодня составляет 32,2 тыс. пассажиров в сутки.
Некоторое время в поездах при объявлении станции звучала фраза «Станция Политехнический институт, выход к Киевскому зоопарку». В 2003 г. по просьбе руководства института радиоинформатор перезаписали, убрав забавную концовку :)
1. Один из эскизов "Политехнического института" конкурса 1952 г.. На своде станции расположены майоликовые медальоны с изображением работников различных сфер народного хозяйства, олицетворяющих специалистов, которых готовит институт.
2. Более поздний эскиз, по которому выполнено современное оформление станции. Обратите внимание: кроме вентиляционных решеток на пилонах станции предполагалось разместить еще и какие-то фигуры.
3. Эскиз эскалаторного зала:
4. Эскиз здания управления метрополитена (архитекторы И. Масленков и Ю. Тягно) со встроенным в него вестибюлем станции:
5. Один из боковых залов станции в период строительства. На фото: идет сборка платформы.
6. Левый станционный зал (Вокзальная >> Политехнический институт), вид в сторону вокзала. Справа виден еще не раскрытый проход в центральный станционный зал.
7. Раскрытые проходы между пилонами станции:
8. Торжественное открытие 5 ноября 1963 г.:
9. Первый секретарь ЦК КПУ П.Е. Шелест перерезает ленточку:
10. Станция в первые годы работы:
11. В торце центрального зала находится рельефное панно, посвященное освоению космоса: девушка на фоне серпа и молота. Лезвие серпа переходит в трассу движения Спутника-1, летящего к Солнцу.
12. Эскалаторный зал станции в старом оформлении:
13. Кассовый зал:
14. Вход на станцию подчеркнут большим выносным железобетонным козырьком:
15. Здание управления метрополитена, в котором располагается вестибюль:
16. 90-е годы. Над входом в вестибюль станции еще в 60-х годах была смонтирована эмблема администрации метрополитена.
17. Традиционные современные фото станции. Центральный зал:
18. Несмотря на простое архитектурное оформление станции, авторы проекта все-таки смогли сделать ряд выгодных ходов. Например, пилоны на станции не прямые, а сужающиеся к низу; на пилонах расположены вертикальные вентиляционные решетки, расходящиеся вверх в виде лучей.
19. Фрагмент панно:
20. Карниз над пилонами выполнен в виде поставленных на ребро пластинок, которые создают ощущение сплошного карниза.
21. Боковой зал:
О станции "Шулявская" – в следующем Фотоблоге, который выйдет через неделю.
Автор: tov_tob. Источник: Метро, которого нет: "Политехнический институт" и "Шулявская".