“Черная пантера”, по сути, первый фильм с такой весомой культурной нагрузкой. Это также второй самый бюджетный проект снятый афроамериканцем. Тут невероятно крутой каст и саундтрек от Кендрика Ламара, а в сценарий вносили правки лучшие из драматургов-урбанистов братья Гловеры (сериал “Атланта”). Даже в совокупности всего вышеперечисленного “Черная пантера” не тянет на звание “лучшего фильма Марвел”, как его успели назвать в западной прессе (metacritic-87). Целесообразный, красивый, но другой.
Хорошо это или плохо - решать целевой аудитории. Возможно, я не отношусь к их числу, так как не привыкла рассматривать супергеройское кино в поисках морали. Ранее продюсеры Марвел - ужасные конформисты - предлагали мне ассоциировать себя исключительно с супергероями, простыми и понятными. Задача у таких одна - победить злодея. Ну и что, что предстоящее столкновение не предполагает компромисса, а исход - какой либо интриги. Мы смотрим на экранизацию эпоса, пусть и не очень древнего, где есть добро, и есть зло, а все действующие лица - не что иное, как знакомые даже для ребенка архетипы. В “Черной пантере” злодея как такового нет в принципе. Т’Чалла, новоиспеченный король Ваканды, и претендующий на трон, Эрик Киллмонгер, вакандиец выросший в Окленде - это один и тот же человек. Первый - та самая праведная фундаментальность, которая в большей мере черта коллективная, нежели личностная. Другой - результат репатриации после продолжительного гнета. Ближе к концу есть сцена, которая символично отражает идею режиссера - примирить эти две крайности. И происходит это на фоне заката солнца, по своей красоте близкого в мифологическому.
Такая политизация непривычна, даже некомфортна, следовательно наталкивает на вопрос - неужели фильмы от Марвел становятся более зрелыми и осознанными. Ведь, отдав сольный фильм африканскому супергерою, Марвел сняли существенный пласт недосказанности, которая витала в воздухе и которую так ожидали зрители, вне зависимости от цвета кожи. Как бы не так. Сменив локацию на самую технологически продвинутую страну (и при этом сохранив присущий ей этнос африканской цивилизации), фильм остался зажатым в рамки тех самых продюсеров-конформистов.
До недавних пор почти все существующие фильмы - это сюжетный каркас, не “обезображенный” каким-либо жанровым определением. Помимо подростковой комедии “Человек-паук” или политического триллера “Зимний солдат”, знакомый шаблон кочует из фильма в фильм. Другими словами сюжетная модуляция. В музыке - это зона комфорта, своеобразная территория гармонии с размеренным теплом и отсутствием скачков. В кино - этой зоной комфорта может быть любой фильм с огромным бюджетом и еще большими ставками. “Черная пантера” - это не революция в стиле Джеймса Ганна (“Стражи Галактики”) или Тайки Вайтити (“Тор: Рагнарёк”), это очередная модуляция, которой не хватило воображения.