С «Чёрной пантерой» политическая география вселенной расширяется. Место действия большой части этого фильма – африканская страна Ваканда. Для мира она позиционирует себя как бедная сельскохозяйственная страна, но действительность, которую не разглядеть ни на одном спутнике, гораздо благополучнее. Жители Ваканды здоровы и счастливы, а страна технологически развита. Всё из-за неисчерпаемых залежей вибрания – металла, превосходящего по прочности возможности таблицы элементов и имеющего, судя по всему, бесчисленное количество других полезных свойств. Например, когда-то он помог объединить страну, состоящую из враждующих племён. Один из воинов выпил сок местного цветка, подвергшегося влиянию вибрания, и получил сверхчеловеческие способности. Он стал первым королём объединённых племён и первым «Чёрной пантерой» – символическим, а при нужде – настоящим защитником страны.
С тех пор ритуал восшествия на царство сопровождается наделением нового короля свойствами «Чёрной пантеры». До этого ритуала, пока он обычный человек, каждый желающий из королевских родов всех племён может вызвать его на поединок и оспорить право быть правителем. Такие желающие находятся, так как одно из племён ещё в те времена объединяться с остальными не захотело. Но их правители, судя по тому что Ваканда процветает и не меняет свой курс уже много столетий, постоянно проигрывают. Но смутные времена всё-таки настают и как раз им и посвящён новый фильм.
«Чёрная пантера» - уже восемнадцатая инсталляция киновселенной Marvel. Очередной соло-фильм. представляющий нового героя и рассказывающий историю его становления перед тем как он вольётся в основной сюжет и станет членом «Мстителей». Обо всём этом приходится периодически напоминать себе во время фильма. Он слишком непохож на остальные фильмы вселенной. То есть, не во всех чертах, конечно. В герое Чёрной Пантеры есть типичное ДНК героев вселенной Marvel, большинство которых не испытывает затруднений с двойной идентичностью. Многие из них надевают свои супергеройские одежды как костюмы на работу, а некоторые и вообще не имеют второй личности, как Тор, который вне зависимости от обстоятельств всегда Тор. Чёрная пантера – супергерой почти идеальный для комиксов. Это не конкретный человек. Это образ. Стать им может кто угодно – костюм и способности «Чёрной пантеры» передаются в Ваканде из поколения в поколение королю при вступлении на престол. На самом деле, это очень удобно – теперь его носителя можно убивать столько раз, сколько угодно без вреда самой «Чёрной пантере». Но даже с этим генетическим кодом «Чёрная пантера» выросла непохожей на своих братьев и сестёр.
Во-первых – это действительно чёрный супергеройский фильм. И можно даже не вспоминать «Блейд» или «Хэнкок» и других чёрных супергероев. Они не касались чёрной идентичности как таковой. В этом смысле «Чёрная пантера» ближе даже не столько первым чёрным супергеройским фильмам начала 90-х, сколько целому направлению чёрного кино 70-х, названным blaxploitation. Вернее, самой его радикальной части, которая тоже опиралась на идентичность и историю афро-американского населения США. Герои того времени боролись с белой системой и почти всегда побеждали.
Одно из немногих напоминаний об американской расовой ситуации в нашем фильме – вылазка в калифорнийский Окленд – родину «Чёрных пантер», радикальной чёрной организации, основанной с разницей всего в несколько месяцев от появления самого персонажа Чёрной пантеры в комиксах в 1966 году. Но как раз радикализма героев 70-х в новом фильме нет. Герои «Чёрной пантеры» ни с какой белой системой не сражаются и его посыл невозможно назвать протестным. Он умеренно-либеральный и кроме того синхронизирован с политическими заявлениями в самой вселенной Marvel. Но и без всего этого «Чёрная пантера» была, наверное, самым рискованным проектом Marvel. Практически полностью чёрный каст, африканский сеттинг, нетипичная для комикса музыка, где превалируют этнические мотивы и необычные инструменты, чёрный режиссёр и оператор – короче, с такой опаской 200 миллионов тут ещё ни разу не тратили.
И риск, похоже, оправдался. Даже при том, что в мировом прокате «Чёрная пантера» вряд ли будет настолько же успешной как и фронтраннеры этой вселенной, он имеет шансы окупиться даже за счёт невероятного хайпа в США. А ещё больше очков студия заработает на статусности проекта и его культурном резонансе. «Чёрная пантера» станет тем общественным явлением, каким в прошлом году был «Чудо-женщина» от DC Comics. Только, в отличие от него, «Чёрная пантера» лучше на всех уровнях. Он лучше как развлекательный фильм и он доставляет свои идеи до зрителя не на последнем издыхании и не обманывая его по ходу. Фильмы DC Comics всё больше превращаются в образцы высокобюджетного однообразного китча. Marvel, в свою очередь, начинают выигрывать от как раз той идеи, с которой их соперники начинали – снимать разные видения, варианты вселенных от разных авторов, имеющие свой уникальный взгляд и почерк. И у боссов Marvel начинает хватать терпения, чтобы дождаться до конца этих небольших экспериментов, а не выгнать режиссёра, как это случилось с Эдгаром Райтом ещё в 2015 году во время работы над «Человеком-муравьём». В «Тор: Рагнарёк» (2017) Тайка Вайтити баловался героями вселенной Marvel и ставил их в максимально дурацкие и смешные позы, чтобы посмотреть что случится. А режиссёр «Чёрной пантеры» Райан Куглер снял практически драму на повышенных тонах в почти болезненно красочном афро-футуристическом антураже. В итоге, кажется, выигрывают все.
«Чёрная пантера» действительно похожа на драму. Настолько, что в какой-то момент жалеешь, что он не сворачивает в сторону ещё большего реализма, а остаётся в рамках концептуальных условностей. Главный герой, принц Ваканды Т’Чалла стоит после смерти отца на распутье. Страна столетиями проводила политику изоляционизма, но теперь жить на этом островке безопасности посреди остального мира стало практически невозможно. Главный конфликт фильма разворачивается между героями, представляющие разные варианты открытия страны. Они укоренены в истории героя и антагониста, что делает конфликт правдоподобным, но радикализированы достаточно искуственно – до типичного клише в супергеройском фильме. И когда наконец-то конфликт становится явным, остальные персонажи фильма выбирают разные стороны. Их соображения и их поступки – своего рода необходимое зло блокбастеров, в которых сейчас ценят концептуальность, раз уже нельзя сделать из героев полнокровных живых людей. Одни выбирают любовь к другому, другие – любовь к родине, как они её видит. Третьи, наконец, выбирают верность государству как институту. Это создаёт ещё одно кольцо уже второстепенных конфликтов, которые тоже реализованы достаточно симпатично, но не на всех героях они сказываются хорошо. Тот же герой новоиспечённого оскаровского номинанта Дэниэла Калуя доходит до финала уже совершенно картонной фигурой. вдобавок ещё и надорванной. Его глава пограничного племени Ваканды, то есть главный полководец страны, в отличие от остальных делает в фильме два выбора и его персонаж этого не выдерживает.
Но на самом деле «Чёрной пантере» удаётся быть достаточно убедительной драматически. Настолько, что эпическая финальная битва CGI-эффектов в нём выглядит даже почти неуместной. Это фильм Marvel, который прежде всего работает своей историей и своим уникальным тоном. Последнее – наверное, самая трудновыразимая часть фильма и одна из самых замечательных. Это супергеройский фильм с другим уровнем экспрессии. Он помещён в культуру, которая выражает себя чуть иначе на всех уровнях взаимодействия. И эти маленькие отличия, создающие равномерный фон для фильма, делают просмотр фильма тем опытом, который нельзя подменить ничем другим. В мире блокбастеров, разумеется.