ГоловнаБлогиБлог Кристины Каручек

Уровень сложности: мета, или как Спилберг делает отсылку к Спилбергу

“Первому игроку приготовиться” - необычный фильм. Уникальный, но еще не вторичный, он переплетает реальность с виртуальным миром в зрелищный квест. Если ты почитаешь поп-культуру и знаешь о ней все, как подсказывает название, - займи место поудобней и приготовься. Потому что нет ничего приятней в мире гика, чем понятная гику отсылка.

Кадр из фильма “Первому игроку приготовиться”
Кадр из фильма “Первому игроку приготовиться”

Один из таких, Эрнест Клайн, вырос в 80-х, эпоху зарождения гик-культуры, с “Подземельями и драконами”, Пакманом и Ричардом Линклейтером. Проводив все свободное время за старыми-добрыми 16-битными играми, он позже напишет книгу о том, как в 2045 году все внимание людей поглотила компьютерная VR-игра OASIS. Её автор - Джеймс Холлидей - перед смертью решил завещать игру и все свои деньги тому, кто найдет спрятанное пасхальное яйцо. И тут начинается самое интересное. Клайн решил запихнуть в этот квест упоминания всех возможных фильмов, игр и комиксов,о которых мог только знать. Начиная от стикера Бэтмена где-то на мотоцикле, заканчивая целыми локациями, вроде отеля ужасов из “Сияния”. Экранизировать такой набор “достопримечательностей” мог разве что тот, кто сам находится в их списке. Например, Стивен Спилберг, чей “Инопланетянин” наверняка покорил сердце тогда еще 10-летнего Клайна.

Фильм “Первому игроку приготовиться” не повторяет полностью все события из книги, отчего сюжет выглядит достаточно банально. Уэйд Уоттс - один из лучших игроков ОАЗИСА - живет в полуразрушенном штате Огайо, мечтает найти пасхальное яйцо и сбежать из бедности. Мир находится в руинах в результате перенаселения и экономического коллапса, а жители снимают VR-очки только ради еды и сна. Неправдоподобным его не назовешь - такой сеттинг может вполне найти себе реализацию в ближайшем будущем. Интересно в этом фильме лишь то, что за поиском ключей и артефактов мы можем заметить тут и там знакомых персонажей, в которых, подобно аватарам главных героев, и сами перевоплощались в детстве. Этот факт делает из фильма по определению одно большое пасхальное яйцо, где персонажи ищут отсылки, зрители ищут отсылки - все, в общем, счастливы.

Кадр из фильма “Первому игроку приготовиться”
Кадр из фильма “Первому игроку приготовиться”

Со Спилбергом в кресле режиссера фильм окончательно выходит на новый метауровень. Его культовый тиранозавр появляется в одном из кадров, замыкая символичный круг того, как работает поп-культура. Мы делаем отсылки к чему-то известному, чтобы сломать очередную стену перед зрителем и снова сделать на это отсылку. Только если технологии на экране соответствуют завтрашнему дню, вся поп-культура застряла на моменте взросления автора. Ничего нового, но уже успевшего стать культовым, там нет. Такое впечатление, что с приходом технологий искусство продолжает существовать только в нашей памяти, а общество, о котором говорит Спилберг, продолжает делать только ремейки.

Можно подумать, что Спилберг ставит нелестный диагноз обществу будущего. Но только если не учитывать, сколько сам голливудский моралист снял фильмов про Индиану Джонса.

Кристина Каручек Кристина Каручек , Начинающий журналист и кинокритик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram