Спецтема
Фестивальные дневники

Виталий Манский и его фильм "Труба"

Виталий Манский, пожалуй, самый известный режиссер-документалист России, в рамках ОМКФ рассказал о своем новом фильме «Труба», проблемах проката документального кино в СНГ и о своей новой картине. О чем "Труба" - рассказывает студентка Школы кинокритиков ОМКФ Маргарита Бодачевская.

Виталий Манский: «С нашим контентом нет ничего лучше, чем фестивальный прокат» 

В первый рабочий день Одесского кинофестиваля, Виталий Манский представил на суд прессы и зрителей свою последнюю картину «Труба». Фильм-путешествие вдоль газопровода Уренгой-Ужгород уже успел выиграть приз за лучшую режиссуру на Кинотавре, а также победить на киносмотре в Карловых Варах. На ОМКФ «Труба» демонстрируется в рамках недели российского кино.

«Для меня идея фильма заключается не в трубе, но мне нужна была путеводная линия для сведения воедино тех ощущений, которыми я был наполнен », - приоткрыл завесу рождения творческого замысла документалист.

Часть по истине исповедальных эпизодов картины родилось и вовсе случайно. Так, ругающий власть и неизменно голосующий за нее же духовой оркестр был замечен съемочной группой, когда они уже намеревались пересечь границу России и Украины, отсняв необходимый материал.

Рассказывая о картине, Виталий Манский также признался, что рабочий материал фильма насчитывал почти 10 часов. Окончательный монтаж оставил в ленте лишь 117 минут. «Излишек» режиссер планирует использовать в других небольших картинах. Впрочем в его новый фильм, съемки которого запланировано провести на всех континентах, этот материал, скорее всего, не войдет.

«Новый проект очень сложный. Я практически не знаю аналогов того, что мы пытаемся сделать. Я не буду рассказывать всю структуру картины. Это очень сложная конструкция. Она основана на духовном наследии армянского философа и касается вопросов состояния души человека, живущего в настоящем времени», – отметил Виталий Манский.

Выйдет ли в прокат «Труба» пока неизвестно. Впрочем, Виталий Манский полагает, что в нынешней ситуацией с пост-продакшеном документальному кино эффективнее найти зрителя на фестивалях. По мнению режиссера, с отечественным контентом «нет ничего лучше, чем фестивальный прокат».

«Когда ты входишь в прокат ты должен либо вкладывать непомерные деньги на рекламу, которых физически нет, либо ты получаешь маленькие залы. Тебя никогда не поставят на большой экран. Твое место в зале на 50 человек в течение двух недель и один раз в день», – полагает режиссер.

Фестиваль же, по мнению Виталия Манского обеспечивает картине рекламную поддержку и большой зал на 500-600 человек. Хотя экономической выгоды от передачи фильма фестивалю, по словам Виталия Манского, нет, но это позволяет картине получить самое главное – зрителя, ради которого кино и снимается.

Текст: Анисимова Елена

Ленин, газ и вечная мерзлота

Одной из первых в рамках уже традиционной секции российского кино ОМКФ показывали документальную ленту «Труба» Виталия Манского. Фильм получил главный приз в конкурсе документального кино в Карловых Варах, приз за лучшую режиссуру и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на Кинотавре-2013. Однако режиссер, представляя свою картину зрителям, попросил не акцентировать внимание на призах, а смотреть главным образом «скромную картину нашей скромной жизни».

На первый взгляд фильм безо всякого подтекста, с буднями и праздниками: свадьба, похороны, несостоявшиеся крестины, рабочая смена, празднование 9 мая, замена газовой плиты, застолье, домашние животные – от кур до черепахи. Однако стоит обратить внимание на детали.

Дважды на протяжении фильма мы видим статую Ленина, указывающую на церковь. В фильме дважды показывают похороны: титанический труд могильщиков в вечной мерзлоте Сибири и будто бы ежедневный ритуал - безразличная кремация где-то в Западной Европе.

В результате смерть – как обычное дело, кощунство – как новая традиция современного общества. 

Газ путешествует по трубе из исходной точки – поселка, где и газом-то никто не пользуется, а его финальный пункт – тот самый крематорий – как олицетворение смирения и безнадеги.

Перебивки в фильме – всегда безлюдные кадры, подробные общие планы технических помещений с трубами. Сопровождает их перманентный звук шипящего газа, почему-то тревожный, почти загробный. Персонажи в фильме раскрыты бегло и беспристрастно. Наверняка затем, чтобы подчеркнуть безразличие к жизни: она без прикрас, как есть, и, кажется, совсем необязательная.

Но жизнь устроена сложнее, чем завод по транспортировке газа, в ней множество нюасов. И вот «Трубу» хочется пересмотреть еще раз, как раз чтобы рассмотреть эти запечатленные мелочи.

Текст: Маргарита Бодачевская

Школа Кинокритиков Школа Кинокритиков , Дневник Одесского кинофестиваля от Школы Кинокритиков
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram